Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Цена «таг мехир»



Для тех из наших русскоязычных читателей, кто не знаком с израильскими реалиями, «таг мехир» — это разного рода граффити, типа «смерть арабам», «арабы вон из Израиля», проколотые шины армейских джипов — в отместку за разрушение армией «незаконно» построенных еврейских домов и т.д. Как правило, подобные акции совершаются несовершеннолетними. В последний месяц все израильские медиа полны сообщениями про таг мехир.

Кто-то одобряет (честно — таких меньшинство). Кто-то относится с пониманием. Кто-то называет это «осквернением имени Вс-вышнего», «еврейским террором» и т.д.

Рав Гинзбург на одном из последних уроков уподобил «таг мехир» процессу рождения ребенка. Подобно тому, как ребенок, рождающийся на свет — кричит и делает неосознанные движения — так и «таг мехир» — это непроизвольные движения молодых людей, освобождающихся от ментального рабства и «рождающихся на свет» духовно.

Рав Гинзбург считает, что не следует оставаться на стадии «таг мехир», и что конечная цель это «доврут». Разговаривать, а не кричать и не писать на стенах.

Можно попробовать развить эту мысль следующим образом. Таг мехир — это своего рода крик. Крик еврейской души, не способной равнодушно смотреть на то, как разрушаются еврейские дома, как еврейской землей завладевают арабы и т.д.

Однако хасидизм учит, что крик — это катнут. Ребенок кричит — поскольку он не способен разговаривать. Или он способен говорить — но эмоции переполняют его настолько, что он срывается на крик.

И еще одно: ребенок кричит только тогда, когда рядом есть взрослый, от которого он рассчитывает получить что-то взамен своего крика. Тогда есть смысл биться ногами об пол, закатывать истерику и т.д.

Что-то в действиях «таг мехир» напоминает мне истерику такого ребенка. Изначально эти действия рассчитаны на внешний эффект. Если пресса перестанет освещать события «таг мехир» — их просто никто не заметит. В этом смысле, как отмечалось в некоторых последних публикациях, интерес прессы, правительства и Шабак только разжигает таг мехир.

В чем проблема? Проблема в том, что крик — это детство. По-настоящему это не способно изменить ничего.

Да, первый момент рождения на свет — это всегда крик. Сказано «и закричали» — и Вс-вышний услышал крик наших отцов и вывел их из Египта. Однако, когда они продолжили кричать дальше — идя по пустыне — реакция была совсем иной.

Можно выучить из этого, что не каждый крик — полезен и свят. Есть крик рождения — он функционален и необходим. Но есть крик ребенка, не желающего взрослеть. Стремящегося пройти по жизни обиженным и кричащим «мне не дали, должны были дать и не дали». Это уже нехороший крик. Рано или поздно раздраженный «взрослый» — в нашем вопросе это Шабак и правительство — начинает реагировать на этот «крик» не совсем традиционными методами — административными арестами, селективным разрушением домов, и прочими не совсем «демократическими» средствами. Обижаться на это бесполезно и бессмысленно. Как уже говорилось, в любом «крике», в любом поведении, демонстративно нарушающем общественные нормы, таком как «таг мехир», всегда есть негласный договор между «зрителем» и «актером». И если зритель намекает, что это представление ему надоело — наверное, актеру тоже следует сменить пластинку.

Проблема в том, что у идеологов таг мехир — все эти экстравагантные акции есть лишь часть более широкой идеологии, вообще отрицающей за существующей государственностью какой-либо авторитет. Государство — не государство. Армия — не армия. Суд — не суд. Соответственно, плевать им в лицо — большая мицва. А когда они плюются в ответ — вау, какие изверги! Какой галут!

Выход только один: начать взрослеть. Взрослому нет нужды кричать. Тем более — кричать по любому поводу. Взрослый умеет разговаривать и убеждать. Требуется общественный диалог, «доврут», как это называет рав Гинзбург. «Таг мехир» — всего лишь промежуточный этап взросления.

Мы сейчас находимся между Песах и Швуэс. Песах — рождение нации. Когда рождаются — кричат и прокалывают шины. Швуэс — это уже взрослые люди. Вся идея хасидута — особенно, как это подчеркивает рав Гинзбург — это «мойхин дэгадлут» — повзрослеть. Повзрослеть — это означает, среди прочего, научиться вести спокойный диалог со своими оппонентами, а не отрицать их право на существование. Повзрослеть —это уверенность в собственной позиции и уважение к собеседнику.

Да, возможно, иногда следует сорваться на крик. Но это не должно быть правилом, и это не заменяет спокойного, взвешенного диалога всех составных частей современного израильского общества.