Автор — известный лево-либеральный исследователь религиозных культов, говорит о том, что любой мирный процесс должен обязательно учитывать религиозные убеждения национально-религиозного лагеря, и недопустимо использовать мирные переговоры с палестинцами как инструмент для продвижения той или иной идеологии. "По дороге" автор анализирует совершенно уникальное по своей откровенности признание одного из "архитекторов Осло", Рона Пундака, откровенно заявляющего, что целью "мирного процесса" Осло являлось максимально ослабить национально-религиозный лагерь с тем, чтобы превратить Израиль в "нормальную" страну ("израилизация" против "иудеизации")
Томер Персико, 16.01.14
Пару месяцев назад был опубликован доклад израильской части «Интернациональной Кризисной Группы», международной организации, действующей в десятках стран, и финансируемой различными западными правительствами и частными лицами. Этот доклад, носящий название «Национально-религиозный лагерь и Израильско-палестинский конфликт» приводит несколько интересных фактов, приводящих к не менее интересным выводам.
Доклад анализирует отношение национально-религиозного лагеря к конфликту (точнее, к тому, что выглядит как возможное решение конфликта), и уделяет большое внимание религиозному аспекту конфликта. Авторы доклада понимают, что любое решение потребует не только политические компромиссы, но также и религиозные компромиссы с обеих сторон. С израильской стороны, такие компромиссы потребуются в основном от национально-религиозного лагеря. От харейдим с одной стороны, и от хилоним с другой — потребуются куда меньшие уступки. Боль национально-религиозного лагеря будет куда сильнее, и следует не только считаться с этим, но также сделать максимум, чтобы ее уменьшить.
…
Мир — не цель, а средство
А сейчас давайте вернемся к третьему моменту, т.е., переговорам о разделении Страны, как инструменту, предназначенному для борьбы с еврейским характером (как его многие понимают) страны. Обратите внимание на следующую замечательную цитату, принадлежащую Рону Пундаку, одному из архитекторов Осло, из интервью, которое он дал исследовательской группе доклада в последнем ноябре:
«Они правы. Я хочу мира ради «израилизации». Мир — не самоцель. Это средство для того, чтобы перенести Израиль из одной эпохи в другую, сделать Израиль «нормальной страной». «Израилизация» общества вместо его «иудеизации» позволит сочетать еврейское национальное чувство, расцвет израильской культуры, отделение религии от государства и полное равноправие для арабского меньшинства» (стр. 35, сноска 225)»
Я считаю, что данная цитата говорит нечто абсолютно недопустимое. Получается, что мир (который, по мнению Пундака, означает создание палестинского государства на территории Иудеи и Самарии) — не есть конечный пункт процесса, в результате которого Израиль получает постоянные границы и прекращает нарушать права палестинского народа, но — инструмент, истинная цель которого состоит в том, чтобы изменить характер страны, в соответствии с очень конкретной идеологией. Тот, кто сказал, что у Израиля нет внешней политики, а есть только внутренняя политика — не знал, насколько далеко это может зайти.
…
Мировоззрение, стремящееся к отделению религии от государства — легитимно. Но совершенно недопустимо, чтобы оно оказывало влияние на внешне-политический процесс. Есть различные модели демократии, даже либеральной. Есть различные модели взаимоотношений государства и религии в демократической стране. Но выбор между ними должен происходить в процессе общественного обсуждения, а не обходным путем, посредством переговоров о мире.
Еще одна проблема в словах Пундака, это то, что об этом до сих пор вообще не говорилось. Т.е., была заявлена одна цель, а в действительности имелась в виду нечто совершенно иное. И на самом деле еще хуже. Ибо когда мирный процесс прячет внутри себя религиозную дискуссию, тот факт, что мирный процесс нанесет урон (если не уничтожит совершенно) религиозный мир многочисленной общественной группе, национально-религиозному лагерю, превращает мирный процесс в нечто мерзкое и уродливое также с этой точки зрения.
Нередко можно услышать обвинения со стороны правого лагеря в зло-намеренном разрушении еврейского характера государства Израиль. Как правило, эти обвинения представляют собой дешевые демагогические нападки на легитимные точки зрения. Однако в данном случае за ними стоят реальные факты.
Мирные переговоры с палестинцами должны быть чисты от посторонних интересов, или внутренней борьбы между различными группами израильского общества.