Вчера был фарбренген в Рамат Авиве. Бар-мицва у сына Йоси Гинзбурга. Рав говорил, есс-но, о том, что в этом году исполняется 90 лет освобождению предыдущего Ребе из советских застенков.
Вспомнил известную сиху, где проводится различие между "пакид" и "баал а-баит". (слуга и хозяин). Слуга - если это честный слуга - он честно выполняет свои обязанности. В рабочее время. В свободное от работы время его это не волнует. В отличие от него, хозяин - у него нет установленных часов для работы. Его волнует судьба его бизнеса 24*7. До сих пор идея сихи Ребе - ворт , собственно, Ребе Рашаба, как я помню.
Ребе говорит дальше, что эту же аналогию можно взять в служении Вс-вышнему. Есть человек, который делает максимум. Занимается "афаца". Приближает евреев. Получилось? - Замечательно! Не получилось? - Что же поделать, я сделал, все что мог... Посадили в тюрьму за распространение иудаизма - "счастлив ты, рабби Акива, ибо схватили тебя за преподавание Торы". И рабби Акива, действительно, был счастлив сидеть за распространение Торы.
Предыдущий Ребе - нет, он не чувствовал себя счастливым в советской тюрьме. Что же будет с еврейством России - это вопрос, который волновал его. «Какое тебе дело до тайн Вс-вышнего»? — Ты сделал все, что ты мог, остальное — положись на Него!.. Однако, как мы видим, эта логика не для Ребе. Он сделал все что мог, и его волнует, что будет дальше с его народом…
Вся эта сиха — один сплошной парадокс. Разве не лучше, правильнее, выше, логичнее — сделать свой «иштадлут» и в остальном положиться на Него? — Да, так лучше. Так правильнее, так выше и логичнее. Но — не для Ребе. Ребе — «маргиш баал-а-баит». Он здесь «хозяин», он здесь не «наемный работник». Ему важен результат, не только процесс…
На первый взгляд, такая логика полностью противоречит всему, что мы знаем о религии. И тем не менее, Ребе говорит, что поведение (предыдущего) Ребе — это и есть наивысший уровень служения.
После того, как рав подробно пересказал эту сиху, он начал делать некоторые выводы.
Ясно, сказал рав, что идея рабби Акивы — это достижение личного совершенства. «Когда же я смогу исполнить ее» (заповедь Кидуш аШем) — это классическая идея достижения личного совершенства, на наивысшем уровне. Что Ребе? — Ребе — это как Авраам, который не искал мсирут нефеш. Задачей Авраама было распространение веры в единого Б-га. Если для этого необходим мсирут нефеш — он тоже есть. Но он — не самоцель. Авраам, таким образом, и так же Ребе — стремится исполнить шлихут, а не достичь личного совершенства. И если шлихут не исполнен — он не может радоваться.
И все же, как это все понять? Нам двадцать, тридцать лет объясняли, что от нас ничего не зависит. Все по воле Б-га. И вот, оказывается, нет, нужно брать ответственность на себя?
С утра пришло в голову, что в сущности, здесь разница между «катнут» и «гадлут». «Гадоль беИсраэль» - настоящий «гадоль» - это тот, кто берет на себя ответственность за «проект», называемый Тора и еврейский народ. Те, кто не достиг этого уровня — им предлагается продолжать верить в то, что все зависит от Вс-вышнего. В сущности, вера — это «катнут». Дети — верят. «Я хочу молиться как ребенок» - молитва — это тоже очень детское занятие. Однако «гадлут» - это ответственность. Ответственность за весь мир. «Цадик а-дор» - это тот, кто берет на себя ответственность за весь мир. И хочет, чтобы мы разделили с ним эту ответственность.
Кстати, «секуляризм» в сущности означает так же принятие ответственности на себя. Возможно, это то, что требуется от баал тшув — оставить себе долю ответственности за происходящее… Блин, почему тридцать лет назад мне было не безразлично что будет с моим народом. А сейчас — как сказать… Идея того, что по большому счету от меня ничего не зависит — пустила, увы, глубокие корни в моей душе…