3084. "Море холодности, которое уже находится внутри нас".

6 кислева 5715

Бруклин

Группе девушек…

Благословение и мир!

Только что было получено Ваше письмо от 18 хешвана. И мне было приятно прочитать в конце его, что Вы продолжаете проводить хасидские встречи, и проводите лекции и разъясняете те вопросы, которые еще не ясны для них.

Понятно и очевидно, что я резко возражаю против выражения, употребленного в завершении Вашего письма "море холодности, которое уже находится внутри нас". И безусловно, также по Вашему мнению, это скорее изысканное литературное выражение, чем описание реального состояния вещей. И тем не менее, я решил разъяснить подробно свой протест против использования такого выражения даже в качестве литературного украшения, поскольку очень часто дурное начало в каждом человеке использует это положение, чтобы доказать ему, что есть очень мало надежды на то, что он изменится, поскольку он находится уже в таком-то и таком-то состоянии, и само собой, нет смысла вести войну, ибо победа очень далека и тяжела.

Основание для моего протеста: во всех тех, кто происходят из еврейских хасидских домов, или вообще, из еврейских домов, которые в самом недавнем прошлом рисковали жизнью в течение нескольких месяцев, и тем более и тем более – если это продолжалось несколько лет, - невозможно, чтобы это не укоренилось в душе, и невозможно, чтобы это не передалось по наследству сыновьям и дочерям, ибо душевные качества отцов – и особенно, те, которые находят свое выражение и раскрытие в ежедневной жизни в течение продолжительного времени – отпечатываются в душах сыновей и дочерей и становятся частью их. И хотя, когда переходят к другим условиям жизни, которые не требуют самоотверженности на каждом шагу - это не ощущается в раскрытии, но в глубине души это остается во всей своей цельности. Ибо любое качество, приобретенное посредством душевных потрясений, и в трудных жизненных обстоятельствах – невозможно искоренить и истребить его даже сознательно. И тем более – невозможно, чтобы это пропало само собой.

И все это имеет непосредственное отношение к Вам: Ваши отцы на протяжении десятков лет вели тяжелую борьбу, и вышли из нее с полной победой. И большая часть из вас – вы сами, также приняли участие в этой борьбе – чтобы не раствориться среди окружения, активно, или, по крайней мере, пассивно, и эти душевные качества вырезаны на скрижалях ваших сердец в и глубине ваших душ. Но – после того, как перешли к более спокойным условиям жизни, и ошибочно кажется, что уже не требуется сейчас бороться за свое существование и истинную сущность, поскольку никто не гонится и не заставляет явным образом нарушать законы Торы, не дай Б-г, то – по природе человека – отключаются инстинкты, предостерегающие человека об опасности, угрожающей его жизни. И само собой – опасность врага, облачающегося в одеяния друга – гораздо больше. И то же – в Вашей ситуации: если бы пришли к вам с явными словами в отношении основ нашей религии, ясно, что вы даже не стали бы вступать в споры с ними. И ответили бы нет просто и твердо. Но поскольку начинают с легких вещей – в ваших глазах – и с легкого отклонения от царской дороги, царя Вселенной, Вс-вышнего, то есть возможность у сынов человеческих обмануть самих себя, и сказать "для меня нет никакой опасности отклониться в сторону от проторенной дороги, ибо это всего лишь легкое отклонение, и даже это – как только я захочу вернуться на дорогу наших отцов – дорогу Торы и заповедей – я смогу это сделать".

И уже известно выражение моего тестя и учителя, Ребе, что когда находят человека из столицы, заблудившегося в густом лесу, полном хищных зверей и разбойников, то ясно, что он не пришел к этому состоянию в один момент, ибо невозможно, чтобы тот, кто находился в царской столице, вдруг оказался в густом лесу. И "порядок" в этом – что сначала он вышел из города, и потом отклонился от царской дороги, проторенной дороги, на "один волос", и, поскольку он начал отклоняться и идти в этом направлении, то, даже не чувствуя этого, он начинает отклоняться все более и более, и заблуждаться с широкой дороги на узкую, а с узкой – на тропинку, пока не находит себя, в конце концов, далеко от населенной территории, и даже от путей, по которым идут люди, и видит, что он окружен хищными зверями, и его подстерегают опасности на каждом шагу.

И смысл этой притчи очевиден.

И в эти дни, предшествующие светлому дню 19 кислев, день, когда был освобожден Алтер Ребе, арестованный за то, что хотел распространять источники Баал Шем Това и учения хасидизма, его наставления и обычаи, для каждого и каждой из народа Израиля, и его освобождение означает также победу его учения – да будет воля Вс-вышнего, чтобы вы поняли себя самих, а не свои внешние одеяния, но, глубину души каждой из вас, и сердцевину души каждой из вас, которая жива для всего святого в Израиле, для Торы, и всех ее заповедей и наставлений, и нашли достаточно силы в своих душах, чтобы не стесняться насмешников, и показать всем путем своей жизни, что вы гордитесь тем, что получили воспитание в хасидских домах, и также ведете себя соответственно в ежедневной жизни. И это зависит исключительно от вашего желания.

С благословением и пожеланием успеха в этой работе – как можно скорее, которая приведет успех также во всех остальных ваших делах.

Запись опубликована в рубрике: .