Т. 10
5 кислева 5715
Бруклин
Благословение и мир![1]
Недавно получил Ваше письмо, ответ на мое письмо. Однако также во втором Вашем письме я не нахожу основания для отсутствия радости. И то, что Вы пишете, что внезапно все рухнуло. Поскольку это ни на чем не основано, то это не будет иметь продолжительного существования, и "за одну ночь появилось, и за одну ночь пропадет". И только, чтобы не натравлять на себя подобные мысли, которые противны природе человека, противоречат указанию нашей святой Торы, Торы жизни, которая требует от каждого и каждой служить Вс-вышнему (и это, в действительности, возможно, и должно быть в каждый и каждый момент жизни человека) именно в радости.
И несомненно, Вы знаете также из опыта, что видно воочию, что даже если иногда трудно бороться с тем или иным настроением, то совет на это – отвлечься от этих мыслей, и не вести войну с ними, но заняться другими делами, и другими мыслями, и общий "лозунг" в этом – что "Вс-вышний сотворил человека прямым, а они ищут многие расчеты". И поскольку это приходит от "них", то "их" можно устранить с легкостью.
По Вашей просьбе я упомяну тех, о которых Вы пишете, на святом ционе моего тестя и учителя, Ребе.
И я хочу завершить свое письмо советом, поскольку Вы спрашиваете моего совета. Отвлечься от всех мыслей, связанных с "хешбон нефеш"[2], и идти уверенно по своему пути в жизни, поскольку Высшее Провидение сопровождает каждого и каждую из нас, и всех нас, на каждом и каждом шагу. И не только в вопросах, которые кажутся в наших глазах важными, но – в каждой и каждой детали в жизни, и как известно, что это одно из оснований учения Баал Шем Това, которое впоследствии было подробно разъяснено в учении хасидизма Хабад.
Жду добрых вестей.
[1] Письмо к женщине. Прим. переводчика
[2] Букв. "душевный самоотчет". Мысли о раскаянии и т.д. Здесь и во многих других письмах Ребе указывает на то, что для "хешбон нефеш" есть установленные времена, но это не должно заполнять собой всю жизнь человека. Прим. переводчика.