Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

2991. Души учеников и учениц горько кричат коло пнимоо дэло иштема

2 хешван 5715

Бруклин

Мир и благословение!

Я получил Ваше письмо вовремя, и из-за забот месяцы тишрей я не смог ответить не него до сих пор…

В том, что Вы пишете об огорчительном вопросе… какая выгода есть в утешениях, что утешают самих себя и других второстепенными вопросами, в то время как души учеников и учениц горько кричат коло пнимоо дэло иштема[1], и они говорят: «мы желаем всей душой учиться в школе, которую основал мой тесть и учитель, Ребе, и чтобы она управлялась в его духе именно и его намерении, и вместо этого есть несколько классов, которые учатся по методике, которую внедрили маскилим[2], когда они вели войну со всем святым для Израиля, и растрачивают на это наше драгоценное время (что также нерелигиозные воспитатели согласны, что с т.зр. воспитания методика «иврит беиврит» – это растрата времени учеников), в то время как мы могли бы изучать Тору Мойше, законы и обычаи Израиля, которые тоже Тора, и времени на это не хватает из-за упорства в этой методике, и умножения светских предметов и т.д.. И еще более – в нескольких классах преподают светские предметы раньше, чем религиозные, и ведь известны слова Цемах Цедека, что начало влияет на все продолжение, и еще более – что учатся мальчики и девочки вместе даже в таком возрасте, когда это совершенно нежелательно, и еще более – что есть из учителей такие, которые не боятся Небес, и само собой, это влияет на учеников и учениц.

И все ответы и объяснения на это, которые сводятся к том, что есть место, в котором еще хуже, и что в каждом из этих вопросов есть тот, кто виноват в этом, и само собой, не на меня должна быть претензия и т.д. – ясное дело, что ученики и ученицы не виноваты в этом совершенно, и ясно также, что хаим кулхем hайойм[3] это посредством веатем hадвейким баГашем Элойкейхем[4], и также ясно, что двейкус[5] баГашем Элойкейхем — посредством Его Торы и Его заповедей, и нет другого пути для этого, и уже известен пример, что небольшое увечье в косточке плода или в ростке оказывает воздействие гораздо большее, чем сильное повреждение взрослому дереву, и да пошлет Вс-вышний успех каждому из нас, чтобы отпечатались в памяти слова Адмура Моhараша, что Вс-вышнего невозможно обмануть, и людей также невозможно обмануть, можно обмануть лишь себя самого, и чтобы это пришло практически и как можно раньше, и чтобы это привело к истинному успеху в работе и в общем асконус[6], и, само собой, также в частных делах.


[1] Внутренний голос, который не слышен

[2] Еврейское движение «просвещения» (в Германии и далее в Европе), приведшее к ассимиляции еврейства и разрушению общины

[3] «Живы все вы сегодня» (Воэсханан 4, 4)

[4] «А вы, держащиеся Господа, Б-га вашего» (Воэсханан 4, 4)

[5] Двейкус — Прилепленность (к Вс-вышнему).

[6] общественная деятельность