Т. 10
4 кислев 5715
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо от 23 хешвана, в котором Вы подтверждаете получение моего письма, и немедленно пишете, что оно произвело на Вас "ужасное впечатление". И это удивительно, ведь, поскольку Вам, несомненно, известны слова Разал "характеры их различны", мое письмо не содержало окончательных решений, но только возможные предложения и вопросы, чтобы прояснить мою позицию. И даже если Вы объясняете свое первое письмо, что из него должна быть ясна Ваша позиция – если бы я хотел показать Вам другую позицию более "тонким" образом, я не должен был бы для этого писать, что по моему мнению должно быть так-то и так-то, но написать о двух возможных вариантах, и доказать опасения по поводу второго варианта, в отличие от первого. Так или иначе, я не вижу, от чего можно было так "прийти в ужас".
И основа моей позиции – что когда мы находимся на Святой Земле, да будет она отстроена и укреплена, в настоящее время, и положение там достаточно известно и ясно, что в каждый и каждый момент есть возможность спасти несколько душ из Израиля в духовном смысле, и само собой, также в отношении жизни в этом мире, по словам Разал, то обязанность в этом возложена на каждого и каждого из Израиля (но должна чувствоваться еще более у людей религиозных в ежедневной жизни), и в особенности – у Анаш и Тмимим, которые слышали несколько раз по поводу идеи "любви к ближнему", и как это великое правило всей Торы, как говорит рабби Акива, и как объясняет Алтер Ребе, что это сосуд для любви к Вс-вышнему, основа и корень всей Торы, и само собой, на каждом и каждом лежит обязанность принять участие в этом – даже тех, кто находятся за пределами Земли Израиля, и тем более и тем более – те, кто находятся в "царском дворце", царя над царями царей, Вс-вышнего.
Понятно, что есть в этом, как в любом деле, два способа работы. Такая работа, результаты которой прийдут со временем, и работа, плоды которой видны немедленно. И также есть в этом еще одно подразделение, работа, которая называется, как говорится, "мелкими делами", и которую поэты называют "серыми делами", или работа, заниматься великими и вечными делами и т.д. Понятно также, что для работы, связанной с великими и вечными делами, есть у каждого больше желания этим заниматься, в отличие от ежедневной деятельности в делах, называемых, как говорилось, "мелкими", "серыми" и будничным, которые требуют большой доли кабалат ол, и даже тогда – было бы хорошо, если бы это делалось с необходимой энергией, и как это видно воочию.
И поскольку в отношении Вас лично, увы, я не слышал много в отношении Вашей ежедневной деятельности, в то время, как людей, способных этим заниматься – можно пересчитать на пальцах. И само собой, нет ни у кого права освободить себя от этой работы, и особенно это касается тех, кто удостоился света учения хасидизма, его наставлений и обычаев. Поэтому я написал в своем предыдущем письме – и как говорилось выше, по крайней мере, намеком – о моем взгляде и моем ответе на это в общем, и в отношении деятельности в "винограднике Хабада" – в частности.
И понятно, что Ваше объяснение совершенно недостаточно, когда Вы пишете, что Вы не умеете находить общий язык с людьми… пока что десятки из молодежи идут налево, а те, кто мог бы их приблизить к иудаизму вообще, и к хасидизму в частности, не занимаются этим. И какая польза от всех отговорок? И даже если ты сможешь сказать, что это "совершенное принуждение", и "сделанное по принуждению Вс-вышний прощает" – ведь "как будто бы сделал мы не говорим", и по крайней мере в отношении "получателя" данного действия – это вообще ничего не стоит.
Понятно само собой, что я не намереваюсь преуменьшить значение…, но, как говорилось выше, это дело, действие которого и плоды которого будут видны в будущем. А пока что можно и нужно действовать в своем окружении, в ежедневных делах, даже если они "серы", мелки и будничны. И как объясняется в заповеди цдака в материальности, что каждый и каждый обязан в этом, подобно этому также в цдака в духовности – ибо нет человека из Израиля, который был бы не способен делать в этом, и также – на месте и сейчас.
Понятно также, что я не имею в виду "читать мораль", но опираясь на слова Разал и наших святых Ребе, "мы работники дня – мы должны умножать свет". Я обязан – по крайней мере сообщить мой взгляд на это, и надеяться, что Вы изберете лучший путь. Т.е., принять активное участие в делах, результаты которых будут видны через короткое время, и не удовлетворяться тем, что Вы готовитесь к грандиозному проекту… И еще раз – я хочу подчеркнуть, что по моему мнению, это не освобождает Вас от вышеупомянутой деятельности. И известны слова Разал, "не взвешивай заповеди Торы – самая легкая и самая тяжелая". Т.е., даже когда сама Тора свидетельствует, что это - самая легкая заповедь, а эта – самая тяжелая. И тем более, когда это зависит от решения человека.
Я надеюсь, что излишне – после того, что написано в начале моего письма – еще раз сказать, что я не имею в виду совершенно ввергнуть Вас в отчаяние или "ужаснуть", или даже ослабить Вашу энергию в отношении проекта, который Вам кажется столь важным. Ибо моя задача – только помогать в "строительстве". И в особенности – пробудить Вас о Вашей обязанности в отношении Вашего немедленного окружения, распространять в нем источник света Торы – учение хасидизма, его наставления и обычаи. И нет ничего, что могло бы устоять перед желанием.
Большое спасибо за то, что Вы послали мне напечатанную статью о моем отце, благословенна его память.
С благословением услышать добрые вести во всем вышесказанном.