1009
16 ияра 5711
... Мир и благословение!
Большое спасибо за Ваш подарок в мою библиотеку, Вашу книгу на идиш "фаргангене велтн" ("Ушедшие миры") - воспоминания, описывающие хасидское окружение во время хасидских дат, суббот, праздников и также будней.
Я нашел время - насколько это было возможно - пролистать ее, и получил удовольствие от теплоты, с которой написаны главы книги, и я предполагаю, что это тепло подействует также и на читателей книги.
Но я должен заметить (и это ошибка также и других, пишущих о подобных вещах), что их отношение к этому, подобное тому, как Вы пишете на титульном листе книги - "ушедшие миры", - оставляет у читателя впечатление, будто бы написанное - лишь напоминание о том, что уже ушло из мира, и не дай Б-г сказать так, ибо, также как Вс-вышний вечен, также сыны Израиля вечны, и как сказано "Израиль, Тора и Вс-вышний – единое целое".
И также учение хасидизма, и пути хасидизма, и хасидизм - вечны, и возможно в этом только изменение места, а не, не дай Б-г, уничтожение.
Действительно, бывают такие времена, когда работа становится все труднее, и чтобы идти по путям хасидизма - требуются особые силы, но уже сказали РаЗаЛ, "по верблюду - ноша" и еще сказали - "Вс-вышний не требует от человека невозможного" и когда Он просит - Он просит только по их силам,
И поскольку нам обещано, что, в конце концов, распространятся источники Баал Шем Това наружу, и их распространение предварит и подготовит приход нашего праведного Мошиаха в скором времени в наши дни - вне всякого сомнения, что это продолжается. И если кажется нам, что сейчас тьма удвоилась в сравнении с предыдущим поколением - то одно из двух - или это только воображаемо и это совет дурного начала, или нам даны силы на это, и само собой, возложена на нас большая ответственность - вооружиться всеми нашими силами, чтобы оттолкнуть тьму посредством более сильного света. И тогда, несомненно, исполнится обещание РаЗаЛ, "приходящий, чтобы освятить себя даже немного снизу, освящают его много Свыше", и "приходящий очиститься (летаhейр - очистить) - т.е., чтобы очистить других и свое окружение, помогают - во множественном числе – ему", что сама его работа и заповедь, которую он делает, становятся ему помощниками в исполнении Высшего Намерения - осветить тьму этого мира и приблизить посредством этого обещанное: "И будет – к вечеру будет свет[1]", и "Ночь как день будет светить[2]", ибо сама тьма изгнания перевернется в свет, и тогда мы скажем: "Благодарю тебя Вс-вышний, за то, что Ты разгневался на меня[3]", ибо будет благодарность не только на "вернул гнев Твой и утешил меня", но также на "Ибо разгневался на меня".
С благословением добавить свет и тепло хасидизма среди сынов Израиля.