Что важнее: "не убий" или "не будет у тебя..."?
Какие две заповеди наиболее важны среди десяти заповедей?
Рав считает «Я — Вс-вышний» и «Не будет у тебя».
Шмуэль считает «Я — Вс-вышний» и «Не убий».
Что означает «не будет у тебя»? — это таавот (мирские страсти)
Что означает «не убий»? — Не думай плохо о своем товарище
(урок рава Гинзбура на хол амоэд Песах со ссылкой на Ижбицу)
Поскольку речь идет о поисках хамец, то вопрос, где в основном искать хамец. В таавот (страстях, наслаждениях)?
Или в дурных мыслях о другом человеке?
Рав говорит: «ищи в таавот». Шмуэль говорит: «ищи, не желаешь ли ты зла другому еврею»
***
Как мне понять, какая заповедь для меня актуальнее — «не убий» или бороться с таавот?
— на первый взгляд, таавот — это со стороны хесед.
А «не убий» (плохо думать о ком то или желать зла кому-то) — это со стороны гвура. Человеку со стороны хесед, наверное, самое важное это «не будет у тебя».
Человеку со стороны гвурот важнее «не убий».
Рав Ицхак Гинзбург говорит на уроке «галаха идет по Шмуэлю».
Если у тебя все в порядке с «не убий», с дурными мыслями о своем товарище, то можно не копаться в своих таавот…