Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

152 - Для чего моя душа пришла в этот мир?

 

Для чего мы приходим в этот мир? Только для того, чтобы исправить грехи предыдущих гилгулим, как об этом говорится в каббалистической литературе? Или для того, чтобы исправить тело и животную душу, как Алтер Ребе обьясняет в Тании? Или же — для того, чтобы принести пользу народу Израиля?

Рав Гинзбург рассматривает этот вопрос в несколько неожиданном ракурсе.

Если ты — «новая душа» (как Баал Шем Тов), говорит рав, то понятно, что ты пришел в мир не ради себя, а ради всего народа.

Но что же, если у тебя «обычная», не «сверхновая» душа?

У рава есть для тебя хорошие новости. Веди себя так, как будто бы у тебя «сверхновая» душа. Думай о своем шлихут в мире.

Исправление? Исправление произойдет само собой…

***

Баал Шем Тов говорил, что душа его пришла в этот мир лишь ради того, чтобы принести пользу народу Израиля. И если бы не было от него пользы для еврейского народа — он не был бы сотворен на свет. И бывает, что человек приходит в мир ради того, чтобы принести пользу Израилю один раз в семьдесят лет, в течение всей своей жизни.

Польза — одному еврею или целому народу?

(Вопрос: Это напоминает Йом Йом?[2])

— Да. Вопрос только в том, или это в точности то же, о чем говорится в Йом Йом, или несколько отличается.

Что говорится в Йом Йом? Что еврей приходит в этот мир на семьдесят-восемьдесят лет ради того, чтобы сделать благое дело одному еврею в материальности и, особенно, в духовности. Здесь, когда Баал Шем Тов говорит о себе, что пришел в этот мир, чтобы принести пользу Израилю — ясно, что имеется в виду весь еврейский народ, а не только отдельный человек. Вопрос, о чем говорит эта добавка в конце — «бывает, что человек прийдет в мир ради того, чтобы принести пользу Израилю» — имеется ли в виду польза отдельному человеку, или же всему еврейскому народу? Если я помог старушке перейти через дорогу, могу ли я сказать, что я уже исполнил свою миссию, и вся остальная моя жизнь это бонус? Или же я должен сделать какое-то благо всему Израилю? На первый взгляд, из слов «один раз в семьдесят лет в течение всей своей жизни» ясно, что как и в Йом-Йом, речь идет о том, чтобы принести пользу отдельному человеку.

Баал Шем Тов говорил о себе, что его душа пришла в этот мир, чтобы пробудить народ Израиля из обморока. Когда человек находится в сильном обмороке, и никакие средства уже не помогают, следует прошептать ему на ухо его собственное имя, и он очнется. В эпоху, когда душа Баал Шем Това пришла в этот мир, народ Израиля находился в коме, в обмороке. Баал Шем Тов, имя которого Исраэль, он сам — это пробуждающий шепот.

Однако, хотя душа Баал Шем Това пришла в этот мир, для чтобы принести пользу всему еврейскому народу, он начал с того, чтобы помогать отдельным людям. Баал Шем Тов побуждал скрытых праведников раскрыться, и учил самых простых евреев. Он видел в каждом еврее весь народ Израиля. «Частное нуждается в общем», в каждом отдельном еврее он видел весь еврейский народ. В дальнейшем он руководил обществом скрытых праведников, и направлял их выходить из лесов, и помогать на деле народу Израиля.

Служение Вс-вышнему ради исправления собственной души — это «ло лишма» («не во имя нее»)

В Тании говорится, что Б-жественная душа сама по себе не нуждается в исправлении, и послана в этот мир лишь ради того, чтобы исправить тело и животную душу (и его долю в мире). Он не приводит того, что говорится во многих святых книгах, что душа возвращается (гилгуль) снова и снова в мир, ради того, чтобы исправить пгамим (букв. «повреждения») и грехи предшествующих поколений (мы объясняем в другом месте, почему Аризаль раскрывал людям тайну их гилгуль, а Баал Шем Тов — нет). Он также приводит то, что говорится в писаниях Аризаля, что каждая душа должна возвращаться в этот мир в гилгуль, пока не удостоится исполнить все 613 заповедей Торы.

Основная цель опускания души в мир — исправить тело и т.д., и также выстроить свой шиур кома[3] исполненяя все 613 заповедей. Однако, Алтер Ребе пишет, что если человек ставит целью собственное исправление (как бы мы ни объясняли слово «собственное») — это высшая ступень в ло лишма[4]. В ло лишма есть несколько ступеней, как объяснялось неоднократно. Самая нижняя ступень — это изучение Торы ради того, чтобы воевать против нее. Выше — ради того, чтобы получить хлебную должность («чтобы тебя называли раввином»). Еще выше — изучение ради награды и наказания, чтобы не быть наказанным и/или получить награду в будущем мире. Самая высокая ступень в ло лишма (по простому смыслу) — это когда он учит Тору алиба дэнафшей — ради исправления собственной души. Так Алтер Ребе это называет. Это выше, чем изучать Тору ради награды в будущем мире, но, так или иначе, он все еще занят самим собой, и поэтому это называется «не ради нее». Что означает лишма[5]? Когда я забываю о себе совершенно, ради того, чтобы исправить мир и помочь другому.

В этом состоит основное различие между подходом Хабад и подходом Бреслав: в Бреслав, несмотря на то, что занимаются распространением еврейства, занимаются этим в основном ради личного исправления (отсюда акцент на тикун клали, исправить пгам а-брит). Но в Хабаде, напротив, основное служение — это выйти из себя, увидеть, какую польза будет от меня народу Израиля (что касается тикун а-брит, Ребе Рашаб объяснил, что основное исправление — это глубокое изучение учения хасидизма).

Мы учили несколько раз, что каждый Ребе, это, как минимум, три вещи: новая душа, коллективная душа, душа из Ацилут. «Новая душа» означает душа, которая впервые приходит в этот мир. Ей нечего исправлять из прежних гилгулим. Ради чего такая душа приходит в мир? — Ради народа Израиля. Со стороны того, что Ребе это «общая» (или «коллективная») душа — он стремится принести пользу всему народу (как в материальности, так, и особенно, в духовности). И со стороны того, что Ребе — это душа из мира Ацилут — он передает всем ощущение самоустранения перед Б-жественностью, «нет ничего кроме Него».

Исправить себя ради другого

Хотя речь идет о праведнике, но Ребе учил нас, что то, что когда праведник рассказывает нам о себе, это не просто красивая история. Это должно научить нас чему-то в служении Вс-вышнему. Когда рабби Нахман рассказывал о своих великих достижениях в служении Вс-вышнему — он сказал, что каждый способен стать таким, как он. Многие спорили с ним, и говорили, что не каждый способен быть праведником, но так он сказал. Здесь Баал Шем Тов говорит о себе, что он пришел в этот мир, чтобы принести пользу всему народу Израиля, и также говорит о том, что каждый еврей приходит в этот мир, чтобы сделать что-то доброе хотя бы еще одному еврею. Мы должны учить что-то как из того, что он сказал относительно каждого еврея (и как говорится от его имени в Йом Йом), так и из того, что он сказал о самом себе. Это связано с тем, что Ребе сказал, что каждый должен стать Адмор (Ребе).

Кажется, никто не обратил внимания, что здесь говорится нечто удивительное. Как правило, объясняется в книгах, как мы говорили, что душа опускается в тело, ради того, чтобы исправить пгамим предшествующих гилгулим. Но здесь он говорит, что я создан только для того, чтобы принести пользу всему еврейскому народу.

(Вопрос: практически это означает, что не нужно заниматься само-исправлением?)

— Ясно, что для того, чтобы помочь кому-либо еще, ты должен сначала исправить это в себе. Можно задать вопрос — ведь сказано «исправь себя, и потом исправляй других», и как же я тогда могу воздействовать на кого-либо еще, если я сам еще не исправил себя? Ведь я еще далеко не цадик?

Сегодня это основа основ психотерапии, и это принято также в современной светской психотерапии (основателем которой был один еврей) — что каждый терапевт должен пройти через психоанализ, для того, чтобы быть способным лечить другого человека. Каждый, кто хочет заниматься психотерапией — одно из первых условий, что он должен сам пройти точно такую же терапию.  Без этого он не способен лечить другого. То же самое можно сказать здесь, что занятие само-исправлением — это подготовка, чтобы быть способным помочь другому. Так мы решили эту проблему: я должен работать и исправлять себя самого, но не ради себя, а ради того, чтобы быть способным помочь другому еврею.

(Вопрос: само-исправление — это «из того, чтобы учить ло-лишма, прийдет к тому, чтобы учить лишма?)

Рав: я не уверен, что это так. Нет необходимости возвращаться назад, в служение ло лишма (даже на самой высокой его ступени), но вся работа над собой совершается как бы «сама собой». Когда занимаются «исправь себя» в качестве подготовки к «исправь других» — это изначально «лишма»

Польза червя

Таким образом, есть две ступени. Есть праведники — как Баал Шем Тов, «новая душа», которые пришли в мир чистыми, и поэтому, действительно, все их служение это только для того, чтобы принести пользу народу Израиля (также про Баал Шем Това, кроме того, что он был «новой душой», говорится, что в его душе были «составляющие» различных предшествующих душ — душа царя Давида, рабби Саадии гаона, скрытого праведника из Цфата… Но он более всего идентифицировал себя с тем, что он — новая душа, и так он учил всех, раскрывать в себе измерение новой души, и поэтому он не раскрывал людям тайну их предшествующих гилгулим).

И есть мы. Несмотря на то, что мы не обладаем по-настоящему «новыми душами», и нам есть много чего исправлять из предшествующих гилгулим — мы должны чувствовать себя, что мы пришли в этот мир только ради народа Израиля, ощущение, приходящее со стороны «и народ твой все праведники».

Можно сказать несколько иначе. Поскольку я чувствую про себя, что мне уже ничего не поможет (מקרה אבוד = משיח), что я не способен исправить себя по-настоящему, по крайней мере, я хотя бы сделаю что-то ради другого еврея, и на благо моего народа…

Можно найти намек на это в слове תולעת. Из слова תולעת, «червь», «А я червь, а не человек, позор человеческий, и презираем народом», другими словами, именно из осознания, насколько я низко пал, я направляю свои дела на пользу (תועלת) народу Израиля.



[1] Из урока 15 хешвана 5778 года, суббота гл. Вайера, Кфар Хабад

[2] 5 ияра

[3] Букв. «полный рост», полная структура души

[4] Букв. «не во имя нее». Изучение Торы, преследующее некоторую относительно внешнюю цель

[5] Букв. «во имя нее». Изучение Торы во имя изучения Торы