Йехи hамелех 619
Йехи hамелех 619
Алеф
В комментарии на стих: «и вышел огонь от Вс-вышнего и пожрал их…» Раши приводит слова «и вышел огонь» и объясняет: «рабби Элиэзер говорит: ‘не умерли сыны Агарона, но только из-за того, что учили закон в присутствии Мойше, их учителя…'»
… Указание для каждого и каждого из этого комментария Раши в служении человеку в соответствии с «вином Торы»:
Есть такие, которые утверждают (наверное, не на этом собрании): для чего вообще нужен Ребе?
И как известно письмо Ребе Рашаба по этому поводу, что есть такие, которые утверждают, зачем вообще нужен «посредник» между ними и между Вс-вышним? Он сам – ученый, талмид хахам[1], и он сам достаточно «велик», чтобы заниматься с Вс-вышним напрямую, без посредников, и он не нуждается в Ребе!..
Если есть у него вопрос в Галахе – на это есть у него Гемара. И если Гемара слишком длинная – то есть у него Шулхан Арух с ясной галахой, «баэр hейтев» и т.д. И то, что трудно с йирас шомаим[2] (как ее добиться?) – на это есть Рамбам, «Ховат аЛевавот», и еще много книг. Для чего ему нужен Ребе? – У него и так есть все, что ему нужно!
— Весь мир – это Вс-вышний и он сам, и больше ничего. Это все, что существует: Вс-вышний – «йеш амити[3]«, и он сам – «йеш нивро[4]«, и «аин[5]» между ними – между ними нет ничего!
И он говорит еще, что возможно, перед Дарованием Торы и до постройки Мишкана еще нужен был Мойше рабейну, поскольку только Мойше мог получить Тору с Синая, «Мойше получил Тору с Синая», и именно он мог поставить Мишкан и привлечь «вешоханти бесойхом[6]» — опустить Шхину – на землю,
[Как подробно объясняется в маамаре hилуло, что (после того, как удалилась Шхина на седьмое небо, посредством грехов), пришли шесть праведников, и опустили Шхину до первого неба, и только Мойше рабейну (который был седьмым) добился «вешоханти бесойхом» и опустил Шхину с первого неба на землю]
Но после Дарования Торы – уже есть у него самого вся Тора, и ему никто больше не нужен, у него есть «Тора и Вс-вышний», и он сам «Исроэл» — так, что есть уже «Исроэл, Тора и Вс-вышний – одно целое» и кроме этого ничего нет!
Бейс
На это есть указание из комментария Раши, что рабби Элиэзер приходит и говорит, что это вообще началось не сегодня – ибо «так уже было всегда» – начиная с Надава и Авигу:
Хотя Надав и Авигу находились на очень высокой ступени, настолько, что Мойше рабейну сказал Аарону: «Они больше, чем я и чем ты», и Вс-вышний назвал их «близкими Мне», и тем не менее – за то, что «указывали Галаху в присутствии своего учителя Мойше» — за это они были наказаны самым страшным наказанием, за то, что у них не было подобающего «битуль» к учителю.
И поэтому Раши приводит имя автора этих слов: «рабби Элиезер»:
Про рабби Элиезера рассказываются удивительные вещи – о том, как велики были его сила и его мудрость в Торе. И тем не менее, сказал рабби Элиезер: «тот, кто говорит слово, которое он не слышал от своего учителя – приводит к тому, что Шхина удаляется от Израиля».
И Гемара рассказывает про рабби Элиэзера, что когда пришли, чтобы спросить его мнение в определенном вопросе, то несмотря на то, что он был как сама Тора, когда она была дана с Синая, и вплоть до того, что сказали, что камень, на котором он сидел – это гора Синай, тем не менее, сказал рабби Элиезер, что он не может ответить, «поскольку никогда в жизни он не говорил чего-либо, что он не слышал от своего учителя», и «тот, кто спорит со своим учителем – подобен тому, кто спорит с Шхиной».
Это означает, что несмотря на то, что это уже было после Дарования Торы, тем не менее, говорят, «подобен тому, кто спорит с Шхиной», поскольку также после дарования Торы нуждаются в «онойхи оймед бейн Гашем увейнейхем, леhагид лохем эс двар Гашем[7]» — это должно быть с помощью посредника, Ребе, и если нет – то это «как тот, кто спорит с Шхиной», и следует обратить внимание на слово «холек» — не только ему не хватает чего-то, но он холек – отделен совершенно от Шхины и от Вс-вышнего!
И если так – как возможно, чтобы у него была Тора без Ребе?!
— Ибо кто есть у нас больше, чем Надав и Авигу, и тем не менее – это был весь их грех, «не умерли сыны Агарона, но только за то, что указывали Галаху перед их учителем Мойше», и до такой степени, что это касается не только их самих, но приводит к противоположности идеи раскрытия Шхины в Израиле.
Гимел
И так это в каждом и каждом поколении, в каждый и каждый год и каждый и каждый день – что «тот, кто говорит нечто, что он не слышал от своего учителя – приводит к том, что Шхина…», ибо, если у него нет Ребе – невозможно, чтобы у него была Шхина!
И ведь в каждом поколении есть один, который как Мойше рабейну, который сказал про себя самого «Я стою между Вс-вышним и между вами», и если кто-либо не подчиняется ему, и не устраняет себя перед ним – то даже если он будет праведником как Надав и Авигу, про которых Раши говорит, что они были как «бен баис» у Вс-вышнего, тем не менее, поскольку они сделали нечто – хотя это было хорошее дело – но без того, чтобы спросить их учителя – Мойше – постигло их наказание смертью, и это подобно тому, как «спорить с Шхиной».
…
И это относится к каждому и каждому, до такой степени, что Раши вставляет это в свой комментарий в «пшутой шел микро[8]«, и учат это даже с детьми в хедере.
[1] Мудрец Торы
[2] Б-гобоязненность
[3] «Есть» истинное
[4] «Есть» сотворенное
[5] «Ничто»
[6] «Я пребывать буду среди них» (Трумо 25, 8)
[7] «Я же стоял между Господом и вами в ту пору, чтобы огласить вам слово Господне» (Воэсханан 5, 5)
[8] буквальный (простой) смысл Писания