Сказки хочется почитать...
У нашего святого ребе, "любящего Израиль"…
Это не тот Гешель, который в Америке, это его дед или прадед. Он был очень известный Адмор, и был у него сын, которого звали Иче Меир. Один раз этот Иче Меир говорит своему папе:
- Слава Б-гу, здесь, в Польше, есть цадиким, которые наставляют нас, как служить Всевышнему, связывают наши души наверху. Но в Германии нет цадиким. Бедные ашкеназские евреи, в узком смысле, германские. Очень трудно понять, как вообще евреи там держатся, как они остаются религиозными.
Отец на него посмотрел и сказал:
- Ты еще увидишь, Ицхак Меир, ты еще увидишь.
Как положено сыну ребе, Ицхак Меир был талантливый ребенок, он все свое время проводил за учебой. Никто не ждал, чтобы он пошел работать. Но также сын ребе должен что-то кушать и кормить жену и детей. И отец ему посылал какую-то небольшую сумму денег, 2 рубля. И вот в ближайшую пятницу после этого разговора Иче Меир не получает эти свои 2 рубля. Он не так беспокоится, потому что у него осталось немножко с прошлой недели. «Наверное, папа так занят своими делами, всего Израиля, он, наверное, забыл. На следующей неделе он мне пошлет вдвойне».
Но так же и в следующую пятницу он тоже не получает денег. Ичик Меир начинает беспокоиться. Ем неудобно подойти к отцу и сказать ему: «Папа, где деньги?» Когда уже на третью неделю деньги не приходят, тут он уже должен что-то делать, детям нечего кушать. И тем не менее, ему трудно зайти к отцу, к своему святому ребе, и говорить с ним про деньги. Иче Меир попросил одного из своих хасидов, близких к его отцу:
- Выясни, пожалуйста, что там происходит.
Хасид, конечно, не хотел браться за эту работу, но отказать он тоже не мог. И хасид заходит к ребе и говорит ему:
- Извините меня, пожалуйста, ребе, что я отвлекают вас от ваших важных дел, но ваш сын просил задать один вопрос: почему он третью неделю не получает свою стипендию?
Не отрываясь от книги, ребе говорит:
- Аа, Ицхак Меир думает, что я буду его содержать всю жизнь? Иди скажи ему, что пришло время начать беспокоиться про свою парнасу, про свой заработок.
Хасид не мог сдержаться и закричал:
- Но ребе! Все, что Иче Меир умеет делать, это учиться. У него нет вообще никакого понятия, как зарабатывать на жизнь.
- Беседер, пришло время учиться, - сказал ребе.
Потому он сказал:
- Но я согласен, что ему нужна какая-то помощь для начала.
Ребе вышел из комнаты и вернулся. В руках кошелек с 10-тью рублями, приличные деньги. Он говорит хасиду:
- Возьми эти деньги, отдай их моему сыну и скажи ему, что это последний раз, когда я даю ему деньги. Пусть он поедет на эти деньги в Италию и купит там дешевые этроги. И потом между Рош ха-Шана и Йом-Кипур поедет в Германию и продаст их. Мне кажется, что в Германии он сможет сделать хорошую прибыль от продажи этрогов и у него будет, на что кормить семью.