Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шломо Карлебах. Истории. Благословение Шаагат Арье. 17 июля 2022

Благословение Шаагат Арье.

Шаагат Арье – большой какой-то каббалист. Так книга его называется.

Все слышали, конечно, про Агро, Виленского Гаона. Два великих его ученика – это реб Хайм из Воложин и его брат Шломо Залман.

Их отец был уважаемым членом общины Воложин, их мать была простая женщина. Эти родители удостоились привести в этот мир две души, две великие души. История рассказывает, что они удостоились этого от благословения Шаагат Арье.

Кто такой Шаагат Арье? Может быть, вы слышали про Шаагат Арье, может быть, нет, так я вам расскажу.

В поколении Агро, поколении Гаона было много великих мудрецов, но Арье Лейб, который написал книгу Шаагат Арье – это был из самых великих-великих мудрецов народа Израиля.

Это была совершенно удивительная личность. Тора горела внутри него, как огонь. И стремление к истинности Торы была ясна в нем, когда ему было ясно, что та или иная идея – это так и есть. Он не боялся никого и не лицемерил. Он был очень твердый, жесткий, иногда на грани резкости. Но надо сказать, что он готов был платить за это.

Большинство городов и ешив, которые приглашали его служить у них, через некоторое время говорили: «Спасибо, но до свидания». И так каждый раз Реб Арье Лейб находил себя, что его выгоняли из очередного города. И так он путешествовал по России, по Литве, по Германии и с трудом сводил концы с концами. По-видимому, это ему подходило, потому что он был в крови дикий.

Почему я говорю, что он был дикий? Вы видели когда-то льва в зоопарке? Перед тем, как его накормили, как он ходит туда и сюда в своей клетке, и нет покоя у него. Так этот Арье, этот Арье Лейб, его сердце горело любовью к Торе. Он ездил с одного места в другое, одевался, как простой человек. Настаивал, чтобы постоянно повторяли слова Торы. В те годы изгнания между рабанут и рабанут, между одним раввинатом и другим он не мог оставаться в одном городе больше, чем несколько недель. Что-то заставляло его идти дальше.

Чтобы дать вам понять о его ступени в Торе, в Шаббат, когда его приглашали подняться к Торе с того момента, как габай говорил: «Приглашается наш учитель Реб Арье Лейб Ношер, пока он доходил до биммы (молитвенного возвышения), он прокручивал в голове весь Талмуд. Можете себе это представить? И это он рассказал как-то: «Для того чтобы благословлять на Тору как нужно, я должен знать, на что я благословляю, разве нет? И поэтому я прокручиваю у себя в голове весь Талмуд». Кажется вам диким, но его разум был совершенно нечеловеческий.

Итак, после того как его выгнали из Минска, он приехал в Воложин. И как он обычно делал, претворился обычным путешественником. И так, что никто не знал одно время в Воложине, кто он такой. И поскольку с ним было всего несколько книг, так он просил в синагоге, у кого есть книжки, почитать. Его отправили в дом реб Ицхака, был один из уважаемых людей общины. Пришел к нему Реб Арье Лейб. Реб Ицхак сразу понял, что этот человек великий мудрец. Он был рад его разместить у себя дома и предоставить в его распоряжение книги.

Один раз пришло время супруге рожать, и начались у нее схватки. Она почувствовала необходимость кричать от боли. Вдруг она вспомнила, что здесь находится Арье Лейб и учится. И ее интуиция уже сказала ей, что это один из великих людей поколения, и поэтому она не кричала. После этого отец подошел к Реб Арье Лейбу и сказал: «У нас родился сын». Гаон, тот мудец, понял, что женщина не кричала, только чтобы не мешать ему учиться. Он удивился ее преданности и пошел ее благословить.

И так сказал Арье Лейб: «Я благословляю тебя, что в заслугу того, что ты молчала во время родов, у тебя будут дети, сыновья, что голос их Торы будет слышан от края мира до края мира.

От этого благословения женщина удостоилась привести в этот мир двух великих мудрецов – реб Шломо Залман, который умер достаточно молодым, и реб Хайм, который основатель иешивы в Воложин, знаменитой Воложинской иешивы.

В конце концов, Реб Арье Лейб выбрал, чтобы быть раввином Воложина. Он успел еще быть раввином молодого реб Хайма. Через несколько лет реб Хайм пошел учить Тору у реб Элиягу из Вильно.

Конец истории. Красиво?