- Я родился в знаменитой раввинской семье, - рассказывает Карлебах. – Меня назвали в честь моего деда Шломо Карлебах, который 50 лет был раввином Любек в Северной Германии. У моего дела было 8 сыновей и 4 дочерей. Пятеро его сыновей были раввинами, возглавляли общины. Самым молодым был мой отец рав Нафтоли. 14 лет он руководил синагогой и одной из самых важных синагог в Берлине.
Я хочу рассказать вам историю, которую нам рассказали и которая произошла в самом начале его работы в качестве раввина общины. Мой папа был назначен раввином примерно перед Пуримом в конце Первой мировой войны. И через несколько дней после Пурима он получает письмо от солдата, который на фронте. И так он пишет:
«Меня зовут Мойше Коин. Я единственный, кто печет мацу в нашем городе. Если мне не дадут вернуться домой на несколько дней, то в нашем городе не будет мацы на Песах. Я прошу тебя, - так он пишет моему отцу, - чтоб ты пошел к такому-то генералу и попросил у него, чтоб мне дали отпуск на неделю, чтобы я мог пойти выпечь мацу».
Поймите, это уже был конец войны, Германия уже проигрывала, в Берлине было нечего есть, каждый день погибали тысячи солдат. И пойти в такое время к немецкому генералу с такой странной просьбой – это было безумие, пустая трата времени. Понятно, что для нас, евреев, маца в Песах – это вопрос жизни и смерти, но для немецкого генерала во время войны… Но мой отец был чистая душа. Он говорит:
- Я не приглашал это письмо. Если это письмо пришло, я должен попробовать.
Поймите, друзья, я никогда не видел своего отца без святой книги в руках. И то же и сейчас. Как он рассказывал, когда он пошел в генштаб в Берлине, он взял с собой несколько книг. Он не знал, сколько времени он должен будет ждать. Там были сотни людей, которые ждали, каждый со своей историей. У генерала были офицеры, которые записывали имена ожидающих, просителей. Только через несколько часов давали каждому номер. И еще могло занять 2-3 дня. Что делает мой отец? Он сообщил свое имя и сел учиться. И вот несколько минут спустя подходит к нему офицер и говорит ему:
- Уважаемый раввин, генерал просит вас зайти к нему прямо сейчас. Хочет вас видеть.
Мой отец заходит в кабинет генерала, и вдруг генерал хватает руку моего отца и начинает ее целовать. Удивительно. Генерал говорит:
- Скажите, вы не сын рав Соломона Карлебаха, который был раввином Любека?
- Да, я его младший сын.
Говорит генерал:
- Скажите, что вам нужно. Это будет сделано.
Сказал мой отец:
- Я прошу освободить такого-то солдата с французского фронта. Он нужен срочно, чтобы печь мацу.
И говорит генерал:
- Дай мне его имя и номер удостоверения личности, и все будет сделано.
И сразу он посылает письменное указание, письменный приказ освободить этого Мойше Коина на неделю. Мой отец был потрясен. Он спросил генерала:
- Вы знали моего отца?
*
Истории Шломо Карлебаха:
Шломо Карлебах - "Истории души"
Наш проект существует только благодаря спонсорской помощи.
Вам понравились наши уроки?
Лучше всего сделать небольшой ежемесячный взнос через "патрон" или через пайпал:
https://www.patreon.com/chassidus
https://www.paypal.com/donate/?hosted_button_id=4EMZZX6JFHEX4
Для Израиля лучше всего бит или пейбокс.
Для России и Украине - пишите мне на фейсбук