Мы пытаемся понять рава Кука. Я начинал в кукистской кампании Пинхаса Полонского в Москве почти 40 лет назад. Наверное, тогда это показалось мне недостаточно "экстремальным" и я пошел к харейдим.
Наверное, это тоже показалось недостаточно экстрим, и я попал в Хабад в 1988 году в Москве. Потом даже это оказалось, наверное, недостаточным, и я пошел к раву Гинзбургу. По-видимому, получив достаточно религиозного "экстрима", я начал думать о раве Куке. Я зашел на Вики, открыл его первую попавшуюся статью, и сказал "вау, это круто".
Эта история произошла примерно двести лет назад. В те дни в Галиции? было очень тяжело найти этрог, и если был один этрог на несколько деревень – была великая радость.
Одним из самых больших учеников Баал Шем Това был рабби Менахем-Нохум из Чернобыля. Рабби Нохум был горьким бедняком. У него было пятеро детей, и в доме нечего было есть.
Когда Баал Шем Тов умер, он завещал рабби Нохуму свои тфилин. Очень многие хотели купить эти тфилин, ему предлагали огромные деньги. 1000 рублей (возможно, рав Карлебах преувеличивает. Не знаю), когда 50 копеек в неделю хватало на жизнь.