Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

СИТУАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

СИТУАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Есть два типа мышления; тот, который касается концепций, и тот, который занимается ситуациями. В наше время конфликт девятнадцатого века между наукой и религией заменяется противоречием между типом мышления, объектом которого являются определенные понятия разума, и способом мышления, объектом которого является положение человека. Концептуальное мышление — это акт рассуждения; ситуационное мышление предполагает внутренний опыт; высказывая суждение по какому-либо вопросу, человек сам оказывается под суждением. Концептуальное мышление адекватно, когда мы пытаемся расширить наши знания о мире. Ситуационное мышление необходимо, когда мы пытаемся понять проблемы, ради которых мы ставим на карту само наше существование.

Будущее человечества в атомный век обсуждается не так, как обсуждается погода. Было бы неправильно исключить из такого обсуждения трепет, страх, смирение и ответственность, которые являются или должны быть такой же частью проблемы, как и сам атом. Мы сталкиваемся не только с проблемой, которая существует отдельно от нас самих, но и с ситуацией, частью которой мы являемся и в которую мы полностью вовлечены. Чтобы понять проблему, мы должны изучить ситуацию.

Позиция концептуального мыслителя — это позиция отстраненности: субъект сталкивается с независимым объектом; Позиция ситуационного мыслителя вызывает беспокойство: субъект осознает, что он вовлечен в ситуацию, которая нуждается в понимании.

Начало ситуационного мышления – не сомнение, отстраненность, а изумление, трепет, вовлеченность. Философ, соответственно, является свидетелем, а не счетоводом дел других людей. Если мы не вовлечены, проблемы не существует. Если мы не влюблены или не помним ясно, что с нами происходило, когда мы были влюблены, мы не знаем о любви. Творческое мышление стимулируется не второстепенными проблемами, а личными проблемами. Так, например, проблема религиозной философии не в том, как человек приходит к пониманию положение Бога, а, скорее, как мы можем прийти к пониманию Бога.

В глубоком смысле философ никогда не бывает чистым зрителем. Его мудрость — не товар, который можно производить по требованию. Его книги не являются откликами. Мы должны относиться к ним не как к зеркалам, отражающим чужие проблемы, а как к окнам, позволяющим увидеть душу автора. Философы не тратят свою силу и страсть, пока это не затронет их самих. Душа общается сама с собой только тогда, когда волнуется сердце. Затруднения, стучатся в сердце философа, дают мотив, побуждающий его трудиться за истину. Вся философия — это апология pro vita sua (ради твоей жизни).

(авто перевод с англ)