СИТУАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

СИТУАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Есть два типа мышления; тот, который касается концепций, и тот, который занимается ситуациями. В наше время конфликт девятнадцатого века между наукой и религией заменяется противоречием между типом мышления, объектом которого являются определенные понятия разума, и способом мышления, объектом которого является положение человека. Концептуальное мышление — это акт рассуждения; ситуационное мышление предполагает внутренний опыт; высказывая суждение по какому-либо вопросу, человек сам оказывается под суждением. Концептуальное мышление адекватно, когда мы пытаемся расширить наши знания о мире. Ситуационное мышление необходимо, когда мы пытаемся понять проблемы, ради которых мы ставим на карту само наше существование.

Будущее человечества в атомный век обсуждается не так, как обсуждается погода. Было бы неправильно исключить из такого обсуждения трепет, страх, смирение и ответственность, которые являются или должны быть такой же частью проблемы, как и сам атом. Мы сталкиваемся не только с проблемой, которая существует отдельно от нас самих, но и с ситуацией, частью которой мы являемся и в которую мы полностью вовлечены. Чтобы понять проблему, мы должны изучить ситуацию.

Позиция концептуального мыслителя — это позиция отстраненности: субъект сталкивается с независимым объектом; Позиция ситуационного мыслителя вызывает беспокойство: субъект осознает, что он вовлечен в ситуацию, которая нуждается в понимании.

Начало ситуационного мышления – не сомнение, отстраненность, а изумление, трепет, вовлеченность. Философ, соответственно, является свидетелем, а не счетоводом дел других людей. Если мы не вовлечены, проблемы не существует. Если мы не влюблены или не помним ясно, что с нами происходило, когда мы были влюблены, мы не знаем о любви. Творческое мышление стимулируется не второстепенными проблемами, а личными проблемами. Так, например, проблема религиозной философии не в том, как человек приходит к пониманию положение Бога, а, скорее, как мы можем прийти к пониманию Бога.

В глубоком смысле философ никогда не бывает чистым зрителем. Его мудрость — не товар, который можно производить по требованию. Его книги не являются откликами. Мы должны относиться к ним не как к зеркалам, отражающим чужие проблемы, а как к окнам, позволяющим увидеть душу автора. Философы не тратят свою силу и страсть, пока это не затронет их самих. Душа общается сама с собой только тогда, когда волнуется сердце. Затруднения, стучатся в сердце философа, дают мотив, побуждающий его трудиться за истину. Вся философия — это апология pro vita sua (ради твоей жизни).

(авто перевод с англ)

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , .
  • Ежедневные уроки


    Fatal error: Uncaught Error: Attempt to assign property "wday" on null in /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/include/commonpsh.php:296 Stack trace: #0 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/include/index1.php(65): get_week() #1 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-widgets/daily.php(62): hayom_baatar('rus') #2 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-widgets/widgets-optimized.php(42): Daily_Widget->widget(Array, Array) #3 /home2/splyafte/2022/wp-content/themes/featured/twentyten-chassidus-classic/compat/single.php(48): dynamic_sidebar('secondary-widge...') #4 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-controller/class-content-controller.php(398): require_once('/home2/splyafte...') #5 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-controller/class-content-controller.php(412): ContentController->WP() #6 /home2/splyafte/2022/blog-header-optimized.php(155): content_controller() #7 /home2/splyafte/2022/index.php(6): require_once('/home2/splyafte...') #8 {main} thrown in /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/include/commonpsh.php on line 296