Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Отсканировал начала "Бог ищет человека" на англ открыл в браузере и получил вполне читаемый текст

Отсканировал начала "Бог ищет человека" на англ, открыл в браузере и получил вполне читаемый текст

Ицхак Ройтман, [10.01.2024 17:23]

вот начало

Ицхак Ройтман, [10.01.2024 17:23]

Бог

1 Самопонимание иудаизма

ВОЗВРАТИТЬСЯ К ВОПРОСАМ

В затмении религии в современном обществе принято обвинять светскую науку и антирелигиозную философию. Честнее было бы винить религию в собственных поражениях. Религия пришла в упадок не потому, что ее опровергли, а потому, что она стала неактуальной, скучной, гнетущей, пресной. Когда вера полностью заменяется вероучением, поклонение дисциплиной, любовь привычкой; когда кризис сегодняшнего дня игнорируется из-за великолепия прошлого; когда вера становится семейной реликвией, а не живым источником; когда религия говорит только во имя власти, а не голосом сострадания, ее послание становится бессмысленным.

Религия – это ответ на главные вопросы человека. В тот момент, когда мы перестаём обращать внимание на основные вопросы, религия становится неактуальной, и наступает её кризис. Основная задача философии религии — заново открыть вопросы, на которые религия является ответом. Исследование должно продолжаться как путем углубления в сознание человека, так и путем углубления в учения и взгляды религиозной традиции.

Есть мертвые мысли и есть живые мысли. Мертвую мысль сравнивают с камнем, который можно посадить в почву. Ничего не выйдет. Живая мысль подобна семени. В процессе мышления ответ без вопроса лишен жизни.

Это может прийти в сознание; оно не проникнет в душу. Это может стать частью ваших знаний; оно не проявится как творческая сила.

ФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ

В наших поисках забытых вопросов метод и дух философского исследования имеют большее значение, чем теология, которая по своей сути является описательной, нормативной и исторической. Философию можно определить как искусство задавать правильные вопросы. Одной из особенностей философского мышления является то, что, в отличие, например, от поэзии, оно представляет собой не самодостаточное излияние прозрения, а явную постановку проблемы и попытку предложить ответ на проблему. Теология начинается с догм, философия начинается с проблем. Философия первой видит проблему, теология заранее знает ответ. Однако мы не должны игнорировать еще одно важное отличие. Проблемы философии не только не тождественны проблемам религии; их статус неодинаков. Философия — это в некотором смысле вид мышления, имеющий начало, но не имеющий конца. В нем осознание проблемы переживает все решения. Его ответы — это замаскированные вопросы; каждый новый ответ порождает новые вопросы. Напротив, в религии тайна ответа витает над всеми вопросами. Философия рассматривает проблемы как универсальные проблемы; для религии универсальные проблемы являются личными проблемами. Таким образом, философия подчеркивает примат проблемы, религия подчеркивает примат личности.

Фундаменталисты утверждают, что на все основные вопросы уже даны ответы; логические позитивисты утверждают, что все конечные вопросы бессмысленны. Те из нас, кто не разделяет ни тщеславия первых, ни равнодушия вторых и отвергает как ложные ответы, так и ложные уклонения, знают, что на карту поставлена конечная проблема нашего существования, актуальность которой превосходит все окончательные формулировки. Именно это смущение является отправной точкой нашего мышления.