Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вчера говорили о классическом объяснении существования зла в мире ради выбора и ради испытания

Вчера говорили о классическом объяснении существования зла в мире ради выбора и ради испытания.

(Хороший вопрос: а хотел ли я жить в мире, где нет ни выбора, ни испытания? Ведь не только Он хочет очищение человека, ведь сам человек еще больше хочет того, чтобы он очистился от зла в своем душе. Получается, что это я сам хочу, чтобы в мире был выбор и страдание?)

Тогда получается: что есть только выбор – верить, что в моих страданиях есть смысл, или нет.)

Вторая идея — весь мир это только Божественный свет.

Начну со второй.

Означает ли это в известном смысле "иллюзия" мира?

Когда-то я именно так воспринимал 2 часть Тании.

Потом я увидел слова Ребе, что то, что говорится в Тании непонятно, но то, что мир и творение это реальность а не иллюзия — это первый же стих Торы — в начале сотворил.

Особенно, конечно, вопрос страдания — как будто бы логические нет другой опции.

И тем не менее — есть ли в этом какой-то динамика?

Рав Кук говорит о возвращении к Эрец Исраэль и возвращении к морали и вере.

Ребе говорит о Машиахе — где то это надежда мире без страдания.

Рав Гинзбург говорит в последнее время о "перекресток" — есть несколько путей, и выбор у человека.

Особенный вопрос о глобальных катастрофами как Шоа. Рав Кук говорит о "шофаре", нечистой шофаре, ведущей в Эрец.

Есть концепция «родовых мук» — как в исходе из Егпита, так и в последнем возвращении в Землю Израиля.

Особенный вопрос — как это согласуется с идеей веры в милость Бога.

Спиноза говорит о Боге почти то же самое, что бог и мир это одно, и каждый человек это "волна" этого "океана света Бесконечного".

Если так, то страдание человека это ещё больше страдание Бога.

(Не идея Иисуса, который хотел взять на себя все страдания — в результате страдания стало куда больше. Хотя возможно это тоже поиск ответа на вопрос существами зла.

Проблема христиан что часто видят в этим окончательный ответ на вопрос страдания. Но нет – это скорее попытка ответа.)

Хасидизмом (и пророки) говорится о "море слез" свыше.

Подобно царской дочери и царя. Царь проклинать свою дочь (аспект творения зла в мире), и он страдает от этого).

(Похожая концепция – цадик чувствует страдание больше, чем его хасид)

Мне ближе слова Зоара, что Бог это скорее вопрос без ответа.

Как бы мы не искали ответы — последний ответ — бог это вопрос. Это не значит, что не нужно спрашивать. Нужно. И тем не менее, последним ответом служит: " нет на кого положиться но только не Бога".

Или: да, есть страдание. Но есть и утешение Бога (динамика 17 тамуза до 9 ава, и дальше 7 недель утешения)

*

Иногда сам человек говорит: «да, мы были виновны», подобно братьев Иосифа.

Разве человек не видит, что именно страдание раскрывает его сердце?

Хасидизм, перед тем, как послать человеку страдание – Он спрашивает самого человека – история Давида и Бат Шева и Натана пророка.

*

Есть глобальные страдания подобно Катастрофе, когда Ребе говорит: нет ответа.

Хотя рав Шах говорит о классической схеме добра и зла (заповедей и грехов).

Другой вопрос – действительно ли «заповеди» человека и заповеди Бога это одно и то же?

Спиноза скорее согласен что есть «заповеди Бога», он видит в основном в области морали.

Кажется, Гешель говорит ничто подобное.

Рав Кук видит «заповедь вести себя природным образом» как одному из первых заповедей.

Он же говорит скорее о «чувстве Божественности» как о заповеди, чем о конкретных законов Торы.

*

Мы когда то обсуждали вопрос цели творения – брали уроки рава Гинзбурга об этом – может имеет смысл вернуться к ним.