Вчера говорили о классическом объяснении существования зла в мире ради выбора и ради испытания

Вчера говорили о классическом объяснении существования зла в мире ради выбора и ради испытания.

(Хороший вопрос: а хотел ли я жить в мире, где нет ни выбора, ни испытания? Ведь не только Он хочет очищение человека, ведь сам человек еще больше хочет того, чтобы он очистился от зла в своем душе. Получается, что это я сам хочу, чтобы в мире был выбор и страдание?)

Тогда получается: что есть только выбор – верить, что в моих страданиях есть смысл, или нет.)

Вторая идея - весь мир это только Божественный свет.

Начну со второй.

Означает ли это в известном смысле "иллюзия" мира?

Когда-то я именно так воспринимал 2 часть Тании.

Потом я увидел слова Ребе, что то, что говорится в Тании непонятно, но то, что мир и творение это реальность а не иллюзия - это первый же стих Торы - в начале сотворил.

Особенно, конечно, вопрос страдания - как будто бы логические нет другой опции.

И тем не менее - есть ли в этом какой-то динамика?

Рав Кук говорит о возвращении к Эрец Исраэль и возвращении к морали и вере.

Ребе говорит о Машиахе - где то это надежда мире без страдания.

Рав Гинзбург говорит в последнее время о "перекресток" - есть несколько путей, и выбор у человека.

Особенный вопрос о глобальных катастрофами как Шоа. Рав Кук говорит о "шофаре", нечистой шофаре, ведущей в Эрец.

Есть концепция «родовых мук» - как в исходе из Егпита, так и в последнем возвращении в Землю Израиля.

Особенный вопрос - как это согласуется с идеей веры в милость Бога.

Спиноза говорит о Боге почти то же самое, что бог и мир это одно, и каждый человек это "волна" этого "океана света Бесконечного".

Если так, то страдание человека это ещё больше страдание Бога.

(Не идея Иисуса, который хотел взять на себя все страдания - в результате страдания стало куда больше. Хотя возможно это тоже поиск ответа на вопрос существами зла.

Проблема христиан что часто видят в этим окончательный ответ на вопрос страдания. Но нет – это скорее попытка ответа.)

Хасидизмом (и пророки) говорится о "море слез" свыше.

Подобно царской дочери и царя. Царь проклинать свою дочь (аспект творения зла в мире), и он страдает от этого).

(Похожая концепция – цадик чувствует страдание больше, чем его хасид)

Мне ближе слова Зоара, что Бог это скорее вопрос без ответа.

Как бы мы не искали ответы - последний ответ - бог это вопрос. Это не значит, что не нужно спрашивать. Нужно. И тем не менее, последним ответом служит: " нет на кого положиться но только не Бога".

Или: да, есть страдание. Но есть и утешение Бога (динамика 17 тамуза до 9 ава, и дальше 7 недель утешения)

*

Иногда сам человек говорит: «да, мы были виновны», подобно братьев Иосифа.

Разве человек не видит, что именно страдание раскрывает его сердце?

Хасидизм, перед тем, как послать человеку страдание – Он спрашивает самого человека – история Давида и Бат Шева и Натана пророка.

*

Есть глобальные страдания подобно Катастрофе, когда Ребе говорит: нет ответа.

Хотя рав Шах говорит о классической схеме добра и зла (заповедей и грехов).

Другой вопрос – действительно ли «заповеди» человека и заповеди Бога это одно и то же?

Спиноза скорее согласен что есть «заповеди Бога», он видит в основном в области морали.

Кажется, Гешель говорит ничто подобное.

Рав Кук видит «заповедь вести себя природным образом» как одному из первых заповедей.

Он же говорит скорее о «чувстве Божественности» как о заповеди, чем о конкретных законов Торы.

*

Мы когда то обсуждали вопрос цели творения – брали уроки рава Гинзбурга об этом – может имеет смысл вернуться к ним.

Запись опубликована в рубрике: .
  • Ежедневные уроки


    Fatal error: Uncaught Error: Attempt to assign property "wday" on null in /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/include/commonpsh.php:296 Stack trace: #0 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/include/index1.php(65): get_week() #1 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-widgets/daily.php(62): hayom_baatar('rus') #2 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-widgets/widgets-optimized.php(42): Daily_Widget->widget(Array, Array) #3 /home2/splyafte/2022/wp-content/themes/featured/twentyten-chassidus-classic/compat/single.php(48): dynamic_sidebar('secondary-widge...') #4 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-controller/class-content-controller.php(398): require_once('/home2/splyafte...') #5 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-controller/class-content-controller.php(412): ContentController->WP() #6 /home2/splyafte/2022/blog-header-optimized.php(155): content_controller() #7 /home2/splyafte/2022/index.php(6): require_once('/home2/splyafte...') #8 {main} thrown in /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/include/commonpsh.php on line 296