Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Обсуждение с Elbaum Yershova

Обсуждение с Elbaum Yershova

(я)

Весь наш разговор это на тему сути современного человека

Рав Вилк и рав Кук говорят, что это поколения интуиции и аутентичности.

А ты говоришь, что это поколения больше поколение логики.

Это хороший вопрос. Я в свое время заметил, что Гешель тоже видит в этом поколении больше мир разума.

Я бы, наверное, сказал что современная человек (скажем, я сам) это несомненно прежде всего человек разума и логики. Но одновременно ищите аутентичность и эти две скорее противоречит внутри меня.

Моя логика говорит скажем, что нужно быть религиозным — это чисто логика, что религия сохранила еврейский народ.

А моя интуиция очень далеко от этого.

Есть много чего я думаю, что я веду себя "неправильно" с точки зрения моей же логики. Но практически я иду за интуицией.

И рав Гинзбург говорит: не "убивать" интуицией, тем более что это как правило не работает.

Можно подумать, является ли сон для Иосифа и фараона тем что мы называем сегодня интуицией.

Поскольку для древнего человека душа это нечто внешнее, а для современного человека это внутри — наверное да.

Читал где-то, что ребенок видит душу как внешнее. И бог тоже для древнего или ребенка это внешнее.

А дня современного человека интуиция это и есть бог. Или совесть.

Поэтому когда мы сегодня говорим о внешнем бога это не интуитивно для современного человека.

Уже хасидизм начинает эту трансформацию веры во внешнего бога в внутри го бога. Основанная «пример» хасидизма это душа, как известно.

(Рав Кук говорит об основном представлении бога как души мира и человека. Мы пытались в вс читать этот текст (Свет Освобождения, 1), но тогда я не понял, что это именно трансформации бога из внешнего бога во внутренний. А сейчас я понимаю, что именно об этом говорит рав Кук).

Наверное, зависит от разных людей

Я думаю, что Иосиф чувствует бога внутренне, а не внешнее — с женой Потифара.

Или Йегуда с Тамар.

Борис:

На самом деле я думаю, что мы в зоне перемен. Начиная с середины 19-го века и до наших дней – это зона логики. Отсюда усиление науки и усиление формализации религии (которая тоже есть одна из форм науки). Но начиная с конца 20-го века начинает расти жажда интуиции. Громадные объёмы информации сделали логику настолько сложной, что она перестала быть эффективной. Человек начинает искать другие пути – и в такой ситуации интуиция начинает находить дорогу. Что такое интуиция? Это упрощение громадного информационного массива к уровню «или – или». Можно прочесть весь Талмуд или весь курс физики, астрономии и т. д. Но это не ответит тебе на вопрос – Бог есть или его нет? Т. е. вопрос столь велик что тебе не хватит мощностей переработать такой объём знаний. Логика оказывается в этом случае бесполезна. Ты можешь лишь каким-то только твоим способом это ощутить. И это и есть решение через интуицию.

(я)

И это время сейчас. И самое главное как всегда – найти баланс.

На мой взгляд, что делает рав Кук? Он видит поколение, в котором есть масса проблем. Что он делает? Он ищет достоинства в этом поколении. В точности как говорит рава Нахман, искать "добрые точки"

Рав Кук говорит о "воображении" как основы науки — и не только науки но и религии, и всего вообще. Воображение — это разум сердца. В отличии от разума мозгов.