Гешеля и Розенцвайг о Дарование Торы как диалог.
Есть основной вопрос, который, по крайней мере, для себя пытаюсь решить много лет. Когда мы читаем в Торе, что человека создали из глины, мы не знаем, как на это смотреть. И там не только это написано. Последнее время я очень понимаю, что все, что написано в старых книгах, надо очень внимательно смотреть – что с этим делать.
Я нашел совершенно фантастический отрывок, который говорит о позиции Гешеля и Розенцвайга. Это два очень серьезных современных философа, оба очень религиозные, очень серьезно относящиеся к современной науке, религии и философии. Они говорят так: сказать, что Бога нет, невозможно. Второе, что они говорят: сказать, что откровения не было, невозможно. Это то, что говорит Гешель и Розенцвайг. Что тогда вопрос? Вопрос: что происходило действительно на горе Синай?
Есть такая известная фраза: Моше видит Бога как бы «через стекло» («аспаклария меера»). Всегда есть вопрос: что это значит – «через стекло»?
Другими словами, есть какой-то интерфейс, но понять слова Бога напрямую невозможно. И поэтому есть какой-то переход того, что говорит Всевышний, к тому, что понимается человеком. Иначе просто не может быть.
Гешель говорит: откровение было на горе Синай. Вся идея Гешеля – это изучать пророков, его диссертация – это пророки. Он говорит: невозможно сказать, что не было откровения. Но надо понимать, что это диалог Всевышнего и человека.
Розенцвейг говорит об этом же.
Гешель спрашивает: «Что они в точности слышали и что они в точности видели?»
Есть такой известной фразой – «они там видели голоса».
Гешель говорит: это не сугубо академический вопрос. Те события, которые произошли там, в третьего месяца, после выхода сынов Израиля из Египта.
Розенцвейг говорит о «тройственного каната», на котором стоит весь народ Израиля. Первая основа это Откровение. Ее два других ребра - избавлением от Египетского рабства и Дарованием Святой Земли.