Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Плач и песня Катастрофы - встреча Эли Визеля и Ребе - рав Шабтай Славтицкий

Плач и песня Катастрофы — встреча Эли Визеля и Ребе — рав Шабтай Славтицкий

Рав Славтицкий: «Все мы слышали про Эли Визеля…»

(Эли Визель прошел лагеря и писал об этом очень много. Вся его деятельность связана именно с его воспоминаниями и в Шоа (Катастрофы). И в один прекрасный день Эли Визель пришел к Ребе. Рав рассказывает, каким образом происходит встреча между Эли Визелем и Любавичским Ребе).

«Он был когда-то Вижницким хасидом. И после Шоа, Катастрофы, он очень изменился. Он пришел к Ребе, плачет и рассказывает все, что у него на душе. Ребе спрашивает у Эли Визеля:

  • Для чего ты пришел? Что ты просишь? Деньги, благословение, что-то еще?

    Он говорит:

  • У меня есть деньги. У меня есть почет. Все, что я хочу – рассказать тебе, как я гневаюсь на Всевышнего. Для этого я сюда пришел – поделиться гневом, который у меня на Бога.

    И Ребе ему говорит что-то. И вдруг Эли Визель становится «прозрачным»

    (есть такое выражение на иврите, т.е. начинает рассказывать, что по-настоящему внутри).

    Вдруг он раскрывает себя по-настоящему. Вдруг он начинает понимать, для чего он пришел к Ребе.

    (Он пришел к Ребе, но не знает, для чего. У него и так все есть).

    Он говорит: «Я убежал от себя, и только сейчас начал понимать. Я слышу то, что говорит Ребе, и вдруг я начинаю понимать, чего мне не хватает. То, что я сказал, что у меня всего хватает, — я хочу отменить эти слова. Когда мой отец погиб в Бухенвальде, я не мог уже плакать».

    (Они вместе прошли через лагеря, и отец погиб на его глазах).

    «Я не способен больше плакать после того, что я там видел. Мое сердце высохло. Источник свет внутри человека как бы ушел, нет слез, нет никаких чувств. Мне больно от того, что я не способен чувствовать, не способен плакать. Этого мне не хватает. И он говорит Ребе:

  • Я прошу тебя благословить, чтобы я мог снова плакать.

    И это его внутренняя просьба, которую он раскрывает Ребе.

  • И в сущности ради этого я пришел сюда.

    И говорит Ребе так:

  • Я согласен, плакать нужно. Но с помощью плача ты не решаешь проблему, не решаешь то страдание, которое ты чувствуешь. Плач дает тебе силу вынести наружу эти чувства на какой-то момент. Но я хочу научить тебя петь. Вместо того, чтобы научить тебя плакать, я хочу научить тебя петь. Я хочу научить тебя чувствовать радость в этом мире, в этой жизни. Ты должен выйти из того состояния, в котором ты был. После того, как ты проплачешься, научись петь. Дети плачут, когда им больно. Но взрослым недостаточно только плакать. Нужно научиться петь.

    Эли Визель сказал, что Ребе избавил его.

    (Это 1973 год).

    До того у него были сомнения. До Шестидневной войны у него было постоянное сомнение – он верит в Бога или нет, после того, что он прошел. И после этой встречи Эли Визель написал книгу под названием «Я верю». Он вернулся делать мицвот, надевать тфилин, соблюдать шаббат. И в подзаголовке в книге написано: «Песня, которая пропала и вернулась». Так же как Йосеф, каждый раз, когда у него были проблемы, он видел перед собой лицо отца, и это его спасало. Эли Визель говорит: «Подобно этому, когда у меня есть какие-то духовные проблемы, я вижу перед собой лицо Ребе. Я вижу Ребе. Это совершенно изменило мою жизнь».

    И это то, чему каждый из нас должен научиться в нашей жизни. Мы должны научиться петь. У каждого из нас есть какие-то вещи, которые заставляют нас иногда плакать. Но нельзя останавливаться там. Человек должен всегда изменить направление. Вырасти в другом месте. Если что-то произошло, вырасти в чем-то другом. Поскольку боль – это энергия, нужно взять эту энергию и превратить ее в песню».

    Вот такие слова.