(из переписки)
Да, вопрос "прыжка веры" интересен
Но как понять во что верить, без разума?
Без разума, все те преступления, которые делаются во имя Веры - как раз и происходят
Я бы скорее говорил о "прыжке" веры от совести, от свободы человека - оттуда можно "прыгнуть" к вере
И конечно рав Кук постоянно говорит об очищении веры с помощью разума.
Собственно, даже рабби Нахман в первом учении говорит о соединении Торы с молитвой - поэтому и у рабби Нахмана тоже не все так однозначно
Не случайно рав Вилк считать рабби Нахмана великим экзистенциалистом
А на личном уровне - именно призыв "верить и выбросить разум" - к чему призывали "кирувники" в моей молодости - именно это привело меня к страшным страданиям и несчастьям.
Значительно позже я услышал о том, что не следует "выключать" веру в себя
Рав Натан Гринберг здесь как-то говорил об этом проблемы приближения людей к вере - стирающих личность
Поэтому - пока Он не хочет - работая на той ступень, которую рав Кук называет "святым неверием"
"Прыжок" к вере может превратиться в прыжок в ад, и в прыжок к сатане, и часть именно туда и попадают
*
В талмуде говорится о глупых хасидах, тем приводится несколько примеров.
самый яркий - человек видит женщину, которая тонет в реке, и говорит "неприлично смотреть на наготу женщины" - так что вопрос у "глупости в вере" это не новая идея
*
Но кажется Иисус тоже говорит о испытании Сатаной. Что если взять эту историю как именно притчу о том, как не стать "прыжок к богу" в прыжок к сатане?
*
И все равно – тот, кто не прыгает к вере - какой есть в этом смысл?
Одна из парадигм Торы Моше это именно "прыжок веры" – Нахшона, пересекает моря. Мидраш говорит, что он идет, сколько может, потом плывет сколько может, и только потом - когда у него уже нет сил плыть - он начинает молиться "вода пришла до души" - и тогда только отвечает Бог
*
И как мы говорили, что Авраам ищит Бога разумом. И только потом испытания веры - Акеда