Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Поиск Бога и работа в мире

Поиск Бога и работа в мире

Мы заканчиваем месяц Тишрей, месяц праздников. Остался последний праздник Симхат Тора.

Что дальше?

Эти месяцы Элул и Тишрей очень напряженные энергетически и с точки зрения тшувы.

Ребе подчеркивает, что весь вопрос – что дальше?

Всю ту энергию, которую человек получает в Элул и Тишрей – в тшуве и в соединении со Всевышним, человек должен реализовать в действии в этом мире.

Одно из важнейших понятий в хасидизме вообще, и у рав Ицхак Гинзбурга об этом говорит постоянно. Это понятие «рацо ве-шов». «Рацо ве-шов» означает движение вверх и вниз.

Должно быть движение рацо, наверх.

«Наверх» – это получить энергию, получить божественную энергию и энергию вообще, силу на то, чтобы что-то делать.

После этого человек должен вернуться в этот мир и реализовать эту энергию в практическом действии.

Очень часто получается так, что первая часть – это понятно, а вторая часть – почти не говорят иногда, или, по крайней мере, баалей тшува (ищущие веру) об этом не говорят.

Кажется, что все время должны подниматься еще выше, еще выше и еще выше.

Ответ – нет.

Есть какой-то механизм в каждом человеке: человек ищет Бога, он движется выше и выше ко Всевышнему и в какой-то момент он чувствует, что уже не может больше идти наверх.

Это хорошо или плохо?

Понятно, что первая мысль: «А, я сегодня не поднялся до такой же ступени святости, как я был вчера». Наверное, он должен сделать для этого тшуву. Это на первый взгляд. но есть второй взгляд, который говорит: «Нет, все нормально, ты поднялся наверх, получил какую-то энергию. Святость. Ты чувствуешь, что уже должен начинать что-то делать в этом мире». Беседер, тогда все хорошо.

Это непростой вопрос. Например, вчера я пытался делать урок, но по рабби Нахману уже не могу, нет сил. Это хорошо или плохо?

Может быть, взять что-то еще круче? Потом я подумал: нет, как раз наоборот.

Последние месяцы мы, в основном, говорили про тшуву. Но в какой-то момент это должно остановиться.

Наоборот, то, что в человеке есть этот механизм остановки – это как раз очень хорошо, значит, человек здоровый – психически, морально, религиозно.

Мы говорили про энергетику фарбренгена у рава Ицхака Гинзбурга. Люди, которые туда приходят, это абсолютно нормальные люди.

Это тоже очень важно. Это не люди, которые целиком в Боге, это не люди, которые только о Боге думают, совсем нет.

Они тоже думают про этот мир, про свои семьи, про своих детей. Самый кайф в том, что они нормальные люди. Там есть энергия, но это не энергия, которая только Наверх.

Это энергия, в которой есть уравновешенность рацо и шов, «движение Наверх и движение Вниз».

Безусловно, рав Ицхак Гинзбург, в основном, это движение Наверх.

Но даже сам рав говорит: «Движение Вверх без движения назад – это смерть».

Обычно это ассоциируется с двумя сыновьями Аарона, которые погибли.

Почему? Хасидут говорит: это рацо без шов, это движение Наверх без движения Вниз.

Почему это движение Наверх без движения Вниз?

Есть список грехов этих двух сыновей Аарона.

На первом месте: у них не было семей. Они были одиноки. Они идут только Наверх, но нету движения Вниз.

Первый признак того, что человек возвращается Вниз – это что у него есть семья, дети, забота об окружающих.

Это первый признак шов, возвращения в мир.