Сегодня был странный разговор с Шломо Кочубиевский
Я рассказал идею разницы между традицией ашкеназов и сефардов в вопросе Кидуш аШем (отдать жизнь за веру)
Для ашкеназов (так я слышал на уроке в ешиве в Бат Аин) основная идея это "кидуш ашем". Осветить Имя Бога и отдать жизнь за веру.
Но сефарды (Рамбам, прежде всего), говорят, что лучше притвориться мусульманином или христианином, но оставться в живых.
Возможно, это связано с различием между разумом и сердцем, о котором мы постоянно говорим.
С точки зрения разума - нужно остаться в живых - и это главное.
Но с точки зрения сердца - нет.
Рав Ицхак Гинзбург объясняет, что "кидуш ашем" (освящение Бога) - это именно когда это не идет от разума.
Сердце - это «невозможность иначе».
(я люблю цитировать Сахарова.
У него спросили как-то: то, что ты решил бороться против власти – ты думал, что у тебя есть шанс?
Ответил Сахаров: «нет. Я не мог иначе»
Вот эта ступень, это ступень «мсирут нефеш», освящения Бога. И она же – ступень истинной веры.
Доказательство: «Шма Исраэль». Кавана (намерение) Шма – это готовность отдать жизнь за веру.
Все остальное – это как бы «разумная вера» но это не то, что по настоящему интересно)
Те общины, которые погибли во Имя Бога в течении всей история еврейского народа - это не потому что они так "решили". Нет. Это было просто невозможно иначе.
Это раз та ступень вера, о которой говорит рав Кук. Вера точки сердца. Не вера разума.
(У кого он видит их? Он видит это в светских сионистах, готовых отдать жизнь за Землю Израиля)
*
Потом я вспомнил про Бялика.
Бялика, когда он пишет о Кишиневском погроме.
Он говорит, что эти старейшины смотрит, как погромщики насилуют своих жен, и потом спрашивают у раввинов - можно ли им жить дальше с этой женой...
Бялик тем самом говорит, что так вера, которая заставляла целые общинами погибать - это время ушло.
Этого уже нет. Это невозможно "нарисовать".
И, следовательно, нужен другой путь к иудаизма, а путь сионизм.