https://www.breslev.org/breslev-articles/%D7%9E%D7%91%D7%A7%D7%A9%D7%99-%D7%94%D7%A9%D7%9D-%D7%94%D7%9E%D7%97%D7%9C%D7%95%D7%A7%D7%AA-%D7%A2%D7%9C-%D7%A8%D7%91%D7%99-%D7%A0%D7%97%D7%9E%D7%9F-%D7%9E%D7%91%D7%A8%D7%A1%D7%9C%D7%91/
Есть вполне ясный перевод автоматом в браузере
Вот еще http://breslev.eip.co.il/?key=5466
На мой взгляд, оба текста совершенно ужасны
Да, у цадиким есть проблемы. И что?
Да, рабби Нахман сделал проблему из молитвы во время Кипура - и что?
Хасидим видит в этом смысл. А я бы сказал - что это просто характер человека
Второй текст - вообще жуткий. Не буду комментировать
Я помню замечательную серию уроков рава Ицхака про Ирушалми и Бавли.
Одна из идей: что для Бавли - "ребе", рав, учитель - никогда не ошибается
А для Йерушалми - нет никакой проблемы сказать, что есть ошибки у таная (мишна) или амора (талмуд)
Рав говорил, что это природа душ изгнания и Земли Израиля. Галут это очень "жесткие" представления о вещах. И как результат - Ребе никогда не ошибается
А в Эрец - нет проблем. Все куда мягче и поэтому нет проблем сказать, что цадик ошибается
Поэтому это вопрос - или это фичер или баг. То, что рабби Нахман ненавидит философий - это фича или баг? И еще много таких же вопросов
У рава Гинзбурга - на мой взгляд - есть совершенно дикая представление о "восстановлении царства Давида" как идеал
Интересно, что известный Нецив говорит очевидно иначе, и почему-то слова Нецива он не замечает
В свое время у меня было масса споров на эту тему с равом. А потом рав просто сказал: мы имеем право быть несогласными
Отношение к сионизму у рава Гинзбурга - в стиле Любавичских Ребе. Рашаб (пятый Ребе) был один из основных противников сионизма. Следующий Ребе (рабби Йосеф Ицхак) - был также резким анти-сионизмом. Седьмой Ребе Менахем Мендал - на словах был против, а реально - весьма активно работал с "сионистским государством"
Рав Гинзбург - в его взглядах на сионизм и "мединат исраэль" = в духе классических представлений харейдим
Но: рав Гинзбург - один из крупнейших авторитетов который говорит о необходимости обучать Тору (включая хасидизм и каббалу) неевреям
С точки зрения галахи - можно учить с неевреями только пятикнижие, и не факт что можно учить даже Раши
Но что? В этом вопросе он берет точку зрения каббалы, и видит в этом путь к "приведению машиаха"
Его точка зрения на гиюр - также очень последовательное "за"
Рав пытался много раз сделать партию - но это было без особых успехов
Кстати, кажется рав Кук тоже пытался сделать отдельное партии - но тоже из этого ничего не получилась
А условием открытия Университета Иерусалима рав Кук поставил условие: не учить там библейскую критику...
И действительно, пока рав Кук был жив - там не учили библейски критику
Я к тому, что цадики они тоже люди. И именно для Земли Израиля - некто не считает, что цадик не ошибается
Еще пример. Рава Гинзбург очень много занимается "торат анефеш" - религиозной психологией. Он учит психологию из религиозных книг – каббалы и хасидизма. Светскую психологию он считает "некашерной". Есть целая курс учеников рава, занимающийся такой "кошерной" психологией. Успех? Как бы это сказать... Зависит, кого спросить. Приходят туда профессиональны, пытающиеся получать дополнительной взгляд на психологию. И в этом смысле это работает.
В отношении к науке - очень непростой подход рава Гинзбурга к наука. Он пишет об этом много, но я просто не готов это читать... Так же как и его учения про "царства Израиля"
Почему? Основная позиция рава: мы должны «обгиюрить» науку. Другими словами, исправить. А как насчет диалога на равных? Такое бывает?
Кстати, насчет неевреев – тоже, мы готовы показать путь. Но не говорить на равных. Бней Ноах это очень характерное понятие в этом смысле
Я считал и считаю, что рав Гинзбьург - это прежде всего учитель трепета перед Всевышним, учитель Торы. Все остальное - это в той или в иной степени не его. Хотя есть замечательные урока рава по психологий иудаизма
Есть выражение про Баал Шем Това: тот, кто верит всем историям про БеШТа - он глупец. А тот кто не верит что это возможно - он безбожник.
Надо искать среднею линию
Баал Шем Тов был ненавистник Моше Мендельсона.
Франк, Яков (последовательно Шабтай Цви а Галиции) он скорее оправдывает.
Когда раввины объявили анафему на франкизм и заставили по сути перейти из в католицизм - рабби Баал Шем Тов плакал, и говорил, "отрезал орган от тела Шхины"
Это Гершон Шолем рассказывает
Шолем считает, что общности между хасидизмам и саббатианствам куда больше, чем об этом принята говорить в хасидизма, особенно официальном типа Хабад
Он как исследователь, считает что концептуально хасидизм это эволюция саббатианства
На мой взгляд, подобные подробности только делают вещи куда интереснее и живей, и дают нам возможность найти свое место