Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вот

Вот. Требуется по-новому требуется смотреть на религию после Холокост!

Шерки продолжает делись на правый и неправых, «кошерных» иудеях и «некошерных» всех остальных (христиане, мусульмане и остальные)

Может быть, именно Холокост мешает мне слушать Шерки?

Кто-то скажет, что Христиане виноваты в холокост? Спорно, как минимум. Хотя бы потому, что иудее выглядели лучше во время холокост? А особенно после Шоа – когда они начали винить всех – начиная от сионистов – в Шоа.

Собственно, в известно смысле, вообще в Израиле любят говорить о «вине» всего человечества перед Израилем и евреями.

Проблема, что это не еврейская традиция винить других в своих страданиях. Традиция иудаизма – как раз в обратном, в том, чтобы брать на себя вину. См. Плач Ирмиягу.

Или давайте продолжать искать виноватых?

Я бы сказал, что в отличии от христиан, которые – может не все, но некоторые – там было какое-то движение «тшувы» после Холокост.

А было подобное увидеть такое тшувы в иудаизме.

Кажется, только Гешель говорит о «тшуве после холокост» всей цивилизации Европы. Только он говорит о вине человечества – включая еврея и иудеях – в холокост.

Я не знаю, говорит ли он о всех иудеях, но по крайней мере, он говорит о том, что он чувствует личную ответственность за то, что был холокост.

Ортодоксальное иудействе, кажется, не думает об этом совсем.

(я пока что очень с трудом пишу после операции, поэтому может быть не совсем ясно что я хочу сказать)