Вот. Требуется по-новому требуется смотреть на религию после Холокост!
Шерки продолжает делись на правый и неправых, «кошерных» иудеях и «некошерных» всех остальных (христиане, мусульмане и остальные)
Может быть, именно Холокост мешает мне слушать Шерки?
Кто-то скажет, что Христиане виноваты в холокост? Спорно, как минимум. Хотя бы потому, что иудее выглядели лучше во время холокост? А особенно после Шоа – когда они начали винить всех – начиная от сионистов – в Шоа.
Собственно, в известно смысле, вообще в Израиле любят говорить о «вине» всего человечества перед Израилем и евреями.
Проблема, что это не еврейская традиция винить других в своих страданиях. Традиция иудаизма – как раз в обратном, в том, чтобы брать на себя вину. См. Плач Ирмиягу.
Или давайте продолжать искать виноватых?
Я бы сказал, что в отличии от христиан, которые – может не все, но некоторые – там было какое-то движение «тшувы» после Холокост.
А было подобное увидеть такое тшувы в иудаизме.
Кажется, только Гешель говорит о «тшуве после холокост» всей цивилизации Европы. Только он говорит о вине человечества – включая еврея и иудеях – в холокост.
Я не знаю, говорит ли он о всех иудеях, но по крайней мере, он говорит о том, что он чувствует личную ответственность за то, что был холокост.
Ортодоксальное иудействе, кажется, не думает об этом совсем.
(я пока что очень с трудом пишу после операции, поэтому может быть не совсем ясно что я хочу сказать)