Вчера вечером снова слушали уроки рава Шерки по рабби Нахману.
Что говорит уважаемый рав Шерки?
Вроде бы Шерки считается человеком, который общается с народами мира - может быть это одно из соображаний использовать его лекции.
Но...
"Все религии кроме иудаизма - неправильные" - вот, собственно вся суть того что говорит Шерки.
Вопрос - особенно среди слушателе (моих) есть христиане, и как они должны на это смотреть?
Но даже до того, как говорить о "полит-коректности", релевантной ли такой подход сегодня?
Другими словами, то, что христиане не будут рады услышать такой трактовую - что я, как религиозный иудей должен сказать об этом?
Возможно, это как раз продолжения идея шерки о "религии народов". Он видит религию народов как изменение с "неправильного" христианства на "правильной" иудаизм. И только так и не иначе.
Мы когда то говорили, что сегодняшние движения нуахидов - сегодня кажется малоинтересно. Интересно, что рав Кук не факт что предлагает всем перейти в иудаизм.
Кроме того, что сегодня многие ищут именно диалог между религиями - насколько такой жесткий подход рава Шерки релевинтин?
Гешель - тоже видит источник вдохновения в Танахи - но отнюдь не предлагает перечеркнуть все что делают христиане. И наоборот, как раз выступает за диалог между иудаизмом и христианством.
Можно, наверное, сказать, что это "некошерно", Гешель "некошерен", зато Шерки супер - кошерный....
Розенцвайг. Он для себя решает "остаться иудеям". Означает ли что он не готов на диалог с христианством? - Нет, наоборот. Он говорит своим друзьям, что для себя он выбрал иудаизм. Но ты - он пишет другу - оставшаяся в христианстве... Ох, некошерный Розенцвайг... Выбросим из библиотеки, обязательно
Ребе. Как то я зашел в Бет Хабад. И читают там беседу Ребе о ток, как идолопоклонство это плохо... Послушал я и пошел себе...
Кто еще? Левинас. Вот еще один некошерный, ну совсем некошерный лидер диалога с христианством....
Может быть они все неправы, а Шерки прев?
А что сказал бы рав Ицхак Гинзбурга?
Я не могу решать за рава Ицхака Гинзбурга, но он говорит о том, что основа основ - это милосердие, и это цель творения - раскрыть милосердия.
В общем, мой вывод, что Шерки пытается стоять на слишком жесткий и мало релевантных позитиях. Для него "главная книга" сегодняшнего дня это Кузари. Он говорит, что рамбамовскя философия по ему нерелевантное сегодня. А вот Кузари - это самое оно. Кажется это тоже не факт, что я хотел бы смотришь на мир через очки рава Шерки...