Вчера был очень важный разговор с Астаной (спасибо Довид Арнсан за организацию и особенно Максим Шишко

Вчера был очень важный разговор с Астаной (спасибо Довид Арнсан за организацию и особенно Максим Шишко за участие в дискуссии) в котором мы попытались посмотреть на конфликт России и Запада глазами рава Соловейчика.

Рав Соловейчик в своей программной статье "Одинокий верующий человек" говорит о конфликте "человека верующего" и "человека созидающего".

Западный человек, в целом - это "человек прекрасный", создающий прекрасный, совершенный мир, устанавливающий прекрасные законы общежития. Этот "прекрасный человек" Запада видит смысл своей жизни в совершенствовании мира вокруг себя.

Однако... Это только одна история творения Адама. Наделенного Божественным разумом, котороый он использует для исправления мира - но это только одна история.

Рав Соловейчик отмечает, что в этой истории тело практически отсутствует. Это "природный человек", в известном смысле продолжает природу. Растения, рыбы, птицы, животные. Следующая станция - человек. Человек прекрасный.

Что же рассказывает вторая история? Вторая история, как объясняет рав Соловейчик - это история "человека веры". Не пытающегося исправить мир. Но устремляющего свой взгляд в небеса. Задающего вопрос "зачем". "Поднимите вверх ваши глаза, и узрите кто создал все это".

Я благодарю Макса Шишко за дискуссию, которая во многом помогла прояснить полярность этих двух позиций.

На первый взгляд, человек-строитель, человек-исправитель - что может быть Божественнее? И действительно, это лейтмотив западной цивилизации. И нельзя сказать что это плохо, наоборот, это прекрасно.

Но. Нужны люди-созерцатели. Люди устремляющие взгляд в небеса. Современное западное общество практически уничтожило этот тип личности. Даже Китай и Индия, изначально "созерцательные" цивилизации, оказались захвачены этой религией исправления мира.

Кто остался? Парадоксально, осталась Россия. В России еще звучит голос чистого созерцания, который у рава Соловейчика единственный, который ассоциируется с голосом веры.

И возможно, в этом смысл "войны с Западом" о которой говорят в России.

Один из примеров, приведенных в дискуссии - был сионизм Герцеля и сионизм русских сионистов. Герцель- западник, прагматик. Ему без проблем было создать "национальное убежище" в Уганде. Но голос русских сионистов перевесил - и проголосовали за национальный дом в Святой земле.

Рав Кук называет Герцеля "Машиах бен Йосеф". Он создал "тело" сионизма. Тот самый западный "человек прекрасный".

Но душа сионизма - это евреи из России. "Человек веры".

В известном смысле это относится также к конфликту между светскими и религиозными в Израиле. Тот же конфликт между производительным трудом и "бессмысленным" созерцанием

видео будет позже

Запись опубликована в рубрике: .