Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вчерашний фарбренген по Штейнзальцу на 24 тевет

Вчерашний фарбренген по Штейнзальцу на 24 тевет.

Штейнзальц говорит о ступени бейнони (среднего) которому суждено всю жизнь карабкаться наверх к Богу. И никогда не добраться до него.

Штейнзальц называет это великим открытием Старого Ребе.

Я перевел это в плоскость человеческих отношений (Pavel ‘Pasharome’ Vavilin сделал то же самое независимо от меня)

Если невозможно найти Бога — просто потому что ты родился "средним". Но что такое "Бог" если не "обрезанное сердце", "мясное сердце"? Кажется это одно и то же

И если я не могу найти Бога — это значит что я также не способен по настоящему найти "другого" также в межчеловеческих отношениях!

В известном смысле чувствующее сердце это талант, это 1 на миллион. А все остальные это распределение. Кто то больше, кто то меньше, кто то совсем не чувствует другого.

Можно стараться (и нужно) не гениальным певцом (или скрипачом) тебе не быть.

Настоящий Ребе, настоящий цадик — это "мясное сердце" — Карлебах прекрасно говорит об этом в своих историях. Настоящий цадик это способность плакать с вместе с другим евреем. И да — не все могут.

"Дрессировка" помогает. Но "перевернуть сердце" по настоящему сможет один из миллиона.

Такое "утешение" предлагает рав Штейнзальц. Так или иначе ты останешься "дрессированным ослом"…

Правда, рабби Нахман это куда веселее?

На самом деле я не знаю, кто из них прав. Может быть оба. Может иногда я поднимаюсь чуть чуть до ступени почти цадик. А иногда — "дрессированный осел" и важно знать, что в глубине сидит дикий осел. Предупрежден значит вооружен

*

Потом обсуждали что означает "евреи" и "гой" в контексте Тании. Шагар говорит что это скорее духовные понятия чем галахические