"И увидели Бога Израиля... и видели Бога кушали и пили" (Шмот 24,10-11)
Кажется, этот стих выражает суть того, о чем шла речь вчера на уроке: иудей (одаа, благодарность) всегда чувствует дистанцию между собой и Богом: "знай, что Бог наверху, а ты внизу"
Идолопоклонник же пытается стереть границу между собой и Богом (возможно что также и граница учитель-ученик, как в истории Гейхази например - это та же самая тема), пытается быть с Богом "на одной ноге"
(правда, в стихе говорится что это были "благородные люди из Израиля". По видимому, одно другому не противоречит...)
Очевидно, речь не идет о "политкорректности". Речь скорее о неформальном контакте как человека с Богом, так и человека с человеком.
Даже наоборот: формальный контакт (назовем его "философией") это как раз "пгам брит" ("нарушение завета").
Может быть поэтому рабби Нахман так против занятий философией - даже самой "кашерной". Философия это попытка формализации неформальных отношений. А это само "повреждение завета".
Отношения - это что то одноразовое, спонтанное. Когда Авраам говорит "судья всей земли..." - это спонтанно. И это принимается. Когда Моше говорит "сотри меня", и потом "если я нашел милость в глазах твоих" - это спонтанно, и это работает.
Когда Эстер приходит к царю - царь символизирует Всевышнего, и "приход без приглашения" - по видимому, это как раз то, что требуется. Да, такой приход требует глубокой тшувы ("не есть и не пить три дня"). Но это суть. Вся "Песнь песней" это песнь неформальности, которая и есть выражение любви. Можно "философски" объяснить "песнь песней"? Вот поэтому рабби Нахман не любит философию...