08
На днях говорили о том, что неочищенным душам изучение Торы не только не идет на пользу, но наоборот, развивает в них гордыню, спесь и высокомерие.
Это как бы два процесса идущих параллельно.
Человек учит Тору и пытается подняться.
Но йецер пытается «присвоить» Тору которую он учит, и опустить ее в клипу.
Часто это получается.
Означает ли это что не следует обучать Торе народы мира? Надо учить. Но надо иметь в виду этот эффект. Собственно он не только у народов есть…
*
Возможно, что помогает бороться с таким «йецер» — это «кабалат ол», «принятие ярма». Исполнение заповедей, а не ожидание наркотического эффекта от прочтения хасидских и каббалистических текстов. Собственно, еще Алтер Ребе предупреждал об этой опасности
Начали учить сегодня 6 учение рабби Нахмана «Тшува на тшуву» с комментариями рава Шагара.
Первый этап тшувы, как выясняется это вообще не тшува. А хешбон. Самоотчет.
Я знаю, что у меня есть какой то недостаток. Я не закрываю на это глаза. А понимаю, что он может быть опасен.
Я не преувеличиваю его, и не преуменьшаю его.
Шагар называет этот этап «штика» (молчание) и «ахнаа» (подчинение).
Только потом можно говорить о тшуве. Первое — это знать свои баги, вести им реестр, и понимать, как они могут отражаться на моей деятельности.