Не знаю, как это лучше сформулировать, чтобы никого не обидеть... К тому же а вдруг я неправ?
Как бы это сказать? Вот есть замечательный Менахем Яглом. Переводчик, каббалист и проч. Есть не менее замечательный например Pinchas Polonsky. И Ilya Dvorkin и Anya Antopolsky c их прекрасным "Местом встречи". Я даже как то попытался поучаствовать в каком то мероприятии "Места Встречи" - презентации проекта 929.
И, как бы это сказать? Общее ощущение - от не очень частых контактов с этими замечательными уважаемыми людьми - и это еще, как говорится, наиболее "продвинутые", я не говорю о "стам" хабадниках или "стам" литваках...
Как бы это сказать? Я каждый раз выхожу из этих встреч с ощущением, что у вас свой иудаизм, а у меня свой.
Я не говорю какой "правильный" а какой "нет".
Я бы скорее сказал, что есть люди, которые нашли себя в "правильном", классическом иудаизме - не важно какого направления - вязаного или "черного" и все что между ними.
А я? Ну как бы это сказать? Формально, я конечно, соблюдаю, хожу в синагогу и проч. Неформально? Я ищу какого то совершенно иного иудаизма.
И по странному стечению обстоятельств, в этом своем поиске мне куда проще общаться с христианами, чем с соблюдающими иудеями. То есть с соблюдающими иудеями я вообще не нахожу общего языка (еще раз: речь про "русских" баалей тшува). А с христианами - есть какой то общий духовный поиск.
Современное русское еврейство мне представляется этаким "музеем толерантности". Куда заходят в тапочках. Где не ставят острых вопросов. Где есть ценные музейные экспонаты. Где издается куча книг прошлых веков. И... "все хорошо но мне туда не надо"....
Мне по душе бунтарский иудаизм Розенцвайга. "Наглость" баал тшувы, который только что пришел в синагогу, и уже берется учить бородатых иудеев что такое иудаизм. При этом сам находясь, как бы это сказать? На тонкой грани между иудейством и христианством.
Или иудаизм Левинаса. Абсолютно неформальный, не догматический. И при этом совершенно живой.
Это тот иудаизм, где нет обязательных "основ веры". Где нет обязанности верить что Тора получена Моше на Синае. Где вообще не важно кто и когда написал этот текст.
Иудаизм между бет мидрашем и академией. Причем и бет мидраш и академия - оба на полном серьезе. "Верующий разум". Там я чувствую себя дома.
Мне кажется, что такой "свободный" иудаизм - это то, что ищут очень многие люди, иудеи и не только. Иудаизм без догм. Без "тринадцати принципов". Иудаизм как дух.
Собственно, весь мой проект, который я называю в последнее время "Нетривиальный иудаизм" - он об этом.
Что соблюдать и во что верить - оставьте. Это ваше личное дело. Можно ничего не соблюдать и ни во что не верить. И при этом быть "кошерным" евреем. Можно общаться с христианами и при этом быть кошерным евреем. Можно даже, не дай Бог, быть женатым на нееврейке. Или выкрестом. И это все еще ваше личное дело, и ваша личная ступень соблюдения.
Может быть я ломлюсь в открытые двери? И иудаизм "Маханаима" и Яглома и Книжников именно такой?
Не знаю. Мне почему то кажется, что это "Пурим-иудаизм". Академики, облачившиеся зачем то в традиционные еврейские одежды....
Не хочу никого обидеть.