14

Мессианская идея существует в мире. Мессианская идея действует на мир. «Дух божий парит над водой», «дух Царя Машиаха», как объясняют комментаторы, действует в каждом человеке и в обществе в целом. В общем и целом это дух развития. Он есть. Но, «дух» может легко превратиться в «ветер». А «ветер» может легко превратиться в бурю. И тогда, вместо того чтобы быть с ветром, который оживляет все и дает жизнь всему, и «невозможно миру без ветров», он становится разрушительной бурей. И тогда это проблема.
Пацифист со всеми его добрыми намерениями думает, что можно перейти от морали к политике непрерывно. Что переход от морального к политическому, скажем это еще резче, может быть делом человеческих рук. Человек своими силами не способен перейти от морали к политике. Что можно привести шалом. Базовое непонимание того, что такое история, и базовое непонимание того, что есть мир.
Грызу Левинаса и Эли Шейнфельда. Готовлюсь к семичасовой встрече. Тема: абсолютный другой (=Бог) Когда я вижу красоту гор, или ниагарский водопад - это уже запредельная красота, или это все еще мир? Где начинается "другой"? У Гешеля восхищение миром было одним из способов найти Бога Кажется, он это стащил у Канта... Но у Левинаса и Шенфельда это все еще "тот же самый", это еще не другой... Все что я способен постичь - например, измерить расстояние до звезд - делает звезды частью моего эго. Мое эго с помощью сознания "поглощает" мир, делает его частью меня
По мотивам путинской войны и левинасовских уроков: Что движет Пуйлом? На первый взгляд, это просто жестокая скотина, которая готова растоптать и уничтожить все на своем пути. Но, кажется есть что то глубже. Это не только скотское. Скотина не способна мучить, терзать, насиловать - это уже человеческое, как ни странно. Что же "человеческого" есть в путинской кампании против Украины? Ответ: желание *владеть*. Нежелание вступать в *диалог*. То есть антитеза здесь именно диалог против владения.
Из дневника Розенцвайга (1906 год): (Кохав миЯаков, стр. 16) Либеральные теологи пытаются представлять Иисуса как "абсолютный идеал человека с тех пор и до конца времен". "Дух христианства" = христианская мораль. Как будто бы было достаточно одной только морали, чтобы создать или питать религию... Никогда религия не может опираться на мораль, ибо она растет вне религии"
Письмо Розенцвайга по поводу крещения его дяди/племянника: Вся наша культура основана на христианских основах. Мы читаем христианские книги и т.д. Поэтому человек, у которого нет особой причины - нуждается только в легком решении, "три визита", чтобы принять на себя христианство. Иудаизм невозможно "получить" в современной Германии. Он приобретается лишь посредством обрезания, кошерной пищи и бар мицвы. Христианство имеет в этом огромное преимущество. Совершенно исключено, чтобы Ганс стал иудеем. Но христианином он может стать... Я сам посоветовал ему это сделать. И я повторяю это снова и снова...

Запись опубликована в рубрике: .