10

Еще один оцифрованный текст Карлебаха: Есть три группы, которые несут Храм, три семьи колена Леви. Первая семья – это Бней Кеат, сыны Кеата. Они несут арон (ковчег) со скрижалями. Вы знаете, какими тяжелыми были скрижали? Мидраш говорит, что их вес был немыслим. Наверное, скрижали, которые Моше принес с Горы, они были еще тяжелее. И только Моше мог поднять их. Внутри арона, внутри этого Ковчега были небесные скрижали, написанные Б-гом, которые Моше разбил. И были вторые скрижали, земные, которые написал Моше.
Пшат – это Тора этого мира. И тут ты не можешь пройти мимо светофора. И поэтому пшат – это самое трудное. Даже сказать банально. Шоа, Катастрофа. Можно проводить 1001 объяснение, почему это произошло, но нам нужен пшат. Что такое пшат? Что мы можем из этого выучить? Что мы должны сделать, чтобы это не произошло снова? Это будет пшат. Любые события, катастрофа в Мироне, когда погибло 45 человек. Скажут тысячу объяснений: виноваты то, виноваты се, все виноваты, никто не виноват. Какой пшат? Пшат, что на это место собралось в 10 раз больше людей, чем это место допускает. Это пшат.
Пытаюсь читать Розенцвейга. Точнее комментарий на него. Получается что греческая философия, в самом своем истоке это "культ смерти"! Знаменитый Сократовский предсмертный диалог - своего рода "манифест" греческой, а по сути и всей современной философии. Хорошо. А если с этой точки зрения посмотреть на христанство? Что если "всеискупляющая" смерть ее основателя - это та же самая идея искупительной смерти что и у Сократа? И тогда понятно почему эпиграфом книги Розенцвейг ставит: "горе философам"!
Еще оцифровки. Урок по Левинасу. Так или иначе, от всех этих малопонятных рассуждений Эли делает вывод, что это мессианская литература. Что Левинас – «мессианский» еврей и пишет «мессианскую» книгу. Впрочем, так же как и Розенцвайг. В общем, мы попали в компанию мешихистов. Кошмар… Модернистов-мешихистов. Мешихистский модерн… Это, конечно, шутка. А если говорить всерьез, Эли говорит, что это мессианское видение. Почему это важно? Потому что мы все время подчеркиваем, что ты должен знать, где ты говоришь. Ты говоришь на уровне реальности или ты говоришь на уровне мессианской идеи. Пророки – это те, кто видят мир в его мессианском измерении. Зачем они это нам рассказывают? Для того, чтобы у нас был горизонт. Для того, чтобы мы видели, куда мы хотим когда-то прийти.

Запись опубликована в рубрике: .