Вдогонку сегодняшней, совершенно уникальной истории Шломо Карлебаха:
При всем шокирующем комментарии составителя (ролик поднимется позже) - есть известнейший мидраш, почему Дина, дочь Яакова была изнасилована.
Обычно приводится комментарий, что она "вышла посмотреть на дочерей той земли", что она была виновата в недостаточной скромности.
Но есть другой коммент - кажется тоже в Раши: что Эйсав хотел взять Дину в жены. И Яаков испугался, и запер ее в ящике. И в наказание - она была изнасилована Шхемом.
Интересно, что эти два мидраша в точности две стороны одной медали: один говорит, что еврейский народ должен жить отдельно, и не заглядываться на "дочерей страны".
Другой говорит диаметрально противоположное. Что как раз наоборот! Что религиозной обязанностью еврея является контакт с "ветром" народов мира.
Как всегда, это неразрешимое противоречие отражает внутреннюю противоречивость Творца.
Как правильно? Те, кто слушал урок, знают ответ: правильно и то и другое одновременно!
И когда победило движение на изоляцию, на гетто - то "ветер" народов мира "погасил шесть миллионов свечей", как говорил Карлебах.
И тем не менее, какой вывод он делает? - Что "надо уметь разговаривать с ветром"...
Кстати, я слышал, скорее всего от рава Гинзбурга, что рабби Нахман тоже считал, что погромы происходят в результате недостаточного влияния евреев на окружающие народы.
Урок скоро будет на ютюбе