У меня когда-то, в середине моего хабадского развития, в свое я время я пришел к выводу, что то, что Тания рассказывает про войну ецер ара с ецер аатов, это неправда. Несколько лет у меня было глубокое убеждение, что нет никаких ецарим. Я даже опирался на какую-то фразу из Рамбама, который говорит, что душа человека едина. Я утверждал устно и письменно, можно найти даже в Фейсбуке, что никаких ецеров нет. Нет дурного начала и нет доброго начала и все это ерунда. А потом я пришел к выводу, что есть. Другое дело, что, это «та же самая девушка, только она оделась в другое платье». Что является ецер ара и что является ецер атов, это очень сильно меняется. И самая большая мечта ецер ара, дурного начала, это убедить человека, что дурного начала нет. Если ецер ара тебя убедил, что дурного начала нет - все, ты уже на лопатках! И оно будет поддерживать тебя в этой иллюзии. Пока в какой-то момент что-то происходит, срабатывает какой-то триггер и говорит: есть и большая война. Много лет я провел в иллюзии, что войны нет. Что такое ецер ара, что такое ецер атов? У хасидов есть очень много всяких выражений на эту тему. Если кто-то думает, что ецер ара или Эйсав – это какой-то казак, перепоясанный кушаком и с топором за поясом, так это нет. Ецер ара тоже может быть очень изящный, красивый. Все, что мешает человеку реализовать свой шлихут, свою миссию в мире, действовать в мире – это ецер ара. Говорят: ецер ара – это покушать трейф. Ецер ара – это сказать хаму, что он хам. Ецер ара – это когда я не перевел старушку через дорожку. Ецер ара – когда я пожалел дать бомжу 5 шекелей. Это не ецер ара! Ецер ара – это когда я вообще не вижу, что я должен делать в своей жизни. Это когда я вообще не исполняю свою миссию! Это когда я живу вполнакала, это ецер ара. У Ребе есть письмо и у Рава есть интересный ворд. Письмо Ребе говорит, что ецер ара называется большим профессионалом в своей работе, это известное выражение Хазаль. И Ребе объясняет, что значит уман бимлахто. Он говорит: ецер ара тебе никогда не врет, ецер ара всегда говорит тебе правду. Что оно делает? Оно берет недостаток, маленький, и раздувает его до невероятных размеров. С другой стороны, он берет достоинство, большое, и заметает его под ковер так, что вообще не знаешь, что у тебя это достоинство существует. Вот это ецер ара. Если так мы посмотрим на вещи, то мы поймем, что идет страшнейшая война внутри человека между его мнимыми недостатками и настоящими, между его мнимыми достоинствами и настоящими. И это действительно война не на жизнь, а на смерть. Потому что если ты будешь слушать ецер ара, ты потеряешь себя. И это очень не просто. Ребе говорит, что это самое главное правило ецер ара. Маленький недостаток превращается в нечто огромное. Смешной пример. Все помнят истории про Штейнзальца. Все они сопровождаются кушанием шоколада. Это как раз на эту тему. Что говорит Рав Штейнзальц, кушая шоколад? Лучше я пойду навстречу своему ецер ара в чем-то малом, но в глобальном я как раз буду стоять на стреме. Может, это пример, как относиться к ецер ара, как уметь расшифровывать настоящий ецер ара от мнимого ецер ара. А что, если так? Все знают, что Черчилль любил и выпить, и закусить, и все – и он спас мир. А Гитлер был вегетарианец, ну и что? Задача: разделить между настоящим ецер ара и мнимым ецер ара. И, как говорит, Амиталь Ребе, раньше это разделение было как сухая смесь. Типа как смешать гречневую кашу с другой кашей, то их можно перебрать и разделить. А если это смешано в жидкости, то разделить очень трудно. Раньше ецер ара был такой, что можно было перебрать и разделить, а сейчас это настолько смешано. Как говорит Раби Нахман, которого мы любим цитировать, в каждом добром деле есть обязательно какое-то огромное количество зла. И человек может посмотреть на какое-то огромное количество зла и сказать: я лучше не буду делать ничего хорошего. Раби Нахман наоборот говорит: каждая молитва, в которой нет дурных мыслей – это не молитва.
(из урока по философии Левинаса)