Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

12

Утренние диалоги по поводу Спинозы (из нашего телеграма) А у меня вопрос: а не занимается ли религия (в ее классической форме) систематическим обесцениванием человека? И ответ: очевидно да. Если ты сделал что хорошее, то спасибо Богу. А если споткнулся то сам виноват… И что отсюда следует? А следует, кажется, то, что религиозное сознание в целом представляет собой довольно ранний и довольно примитивный этап развития человечества. Ясное сознание того что человек «делает» себе Бога по образу и подобию своему
В известном смысле все «мессианство» последних веков — это, скажем, представить себе, что Спинозы не было. И всего развития науки и философии последних веков тоже не было. И тогда можно продолжать спокойно верить в то, что Храм вернется, что будет «второе пришествие» и что угодно еще Это означает также признать, что религия не играет сегодня той всеобъемлющей роли, как это было 300 лет назад. И эта роль к ней никогда больше не вернется. Что религиозная истина (откровение) не является больше единственным источником истины
Утренний онлайн (начало 11 по Иерусалиму) Предположительно будем учить: «Национальный фанатизм» из сборника «Мой дорогой сын Эфраим». И продолжим чтение книги «Душа» о душевной боли. Обе — Штейнзальц
Вчера обсуждали есть ли у иудеев совесть, или же она (совесть) есть только у католиков (протестантов) (это все у Персико). Один из участников подвел итог обсуждению: «короче говоря, у иудеев нет совести…» Вдоволь отсмеявшись, я подумал: но ведь это правда! Мудрецы учат, что Храм был разрушен за то, что «судили по закону». Что это значит «по закону»? «По закону» означает «По закону, но не по совести». Хорошо. Но причем здесь Храм? Почему за бессовестный суд положено разрушение Храма? — А может быть, ответ ужасно прост? Может быть потому, что совесть это и есть «микдаш меат», «малый храм» человека (что совершенно ясно из приводимых Персико цитат — из греков и из Лютера)? И когда человек разрушает свой малый храм, изменяет своему голосу совести — то Всевышний разрушает большой Храм (кстати это может быть не только Храм. Это может быть также Святая земля в целом, Храм Всевышнего).
«Использование темы Второй Мировой, блокады, Холокоста давно уже стало методом самых далеких от сохранения истинной Памяти игр. В том числе и в еврейском мире, к сожалению.» Михаил Эзер. Увы, так.
Вчера был замечательный онлайн с замечательной мессианской общиной города Астаны, организованный замечательным Давидом Арнсаном. Участвовали также мессианские группы из Алма Аты и другие. Получился очень интересный и дружелюбный разговор. Надеемся на продолжение. Разговор начался с шокирующего вопроса «за что человек умирает бездетным». Я немного был в шоке от вопроса, но потом мы переформулировали вопрос, и разговор перешел на более общие категории, такие как что означает «дано право врачу лечить», и еще в более общей форме — что означает «Завет». Что означает Завет Ноя? Что означает «Завет» Авраама? Что означает «Завет» Моше. Самое главное — что это значит для нас сейчас? Каковы пределы свободы человека? Каким Всевышний хочет видеть человека — униженным и коленнопреклоненным? Или, все же, уверенным в себе и исправляющим мир вокруг себя?
Я тут привожу в порядок свои уроки на Ютюбе. Пока что добавил плейлисты по урокам рава Штейнзальца — на каждую книгу свой плейлист. Кто не знает с чего начать — лучше всего начать с «вортов» — коротких историй — которые рассказывает о раве Штейнзальце его ученик, Йоэл Шпиц Вот линк:
«Чистое сердце — это сердце свободное от ненависти». (рав Шломо Карлебах). Сердце, которое не ищет «козлов отпущения» Чистота относится к сердцу. Святость относится к разуму. Святость — это способность понять, что Всевышний хочет от тебя. Но для этого нужно чистое сердце. (там же)
Мицраим (Египет) это «правила игры». Цимцум («сжатие» Божественного света, предшествующее творению) это тоже правила игры. А мицраим и цимцум родственные понятия Исход из Мицраим — это когда ты понимаешь, что правила больше не работают. Или работают, но неправильно. Вейз завез тебя в арабскую деревню… А души по-видимому, выше всех правил. И ломают цимцум. И это суть «игры» Всевышнего, который выше правил
Можно попробовать организовать тексты и авторов, которых мы изучаем по линии «катнут-гадлут» (детство-взрослость). У меня получается так: * рабби Нахман (для самых маленьких 🙂 ) * Ребе (тоже для маленьких, на самом деле). * Штейнзальц (где то посередине, ближе к взрослым) * Гешель — еще взрослее * Персико — для совсем взрослых… На самом деле Тора непосредственно обращается к детям. Не случайно Тора обращается к «сынам Израиля» (бней Исраэль). Простой лингвистический анализ показывает что «сыновья» означает, как правило, маленькие дети. Например «бней йона» — это молодые голуби. Или «бен бакар» — это молодой бык. Так и бней Исраэль — это, в общем, молодежь Израиля.
https://www.youtube.com/watch?v=kHykv13EM3A Отношение рава Штейнзальца к обучению женщин, к женским семинариям. Должны ли женщины учить Гемару? Дальше выясняется, что проблема отнюдь не в женском обучении, а куда глубже…
https://www.youtube.com/watch?v=4GwqsbrlwnQ Интервью с равом Штейнзальцем. В первой части рав рассказывает об обстановке в Земле Израиля в годы, предшествующие провозглашению независимости. Открытость, отсутствие жестких границ между светскими и религиозными, между правыми и левыми. Стыки, совершенно невозможные сегодня.
Есть такая концепция у ребе Рашаба. Что души выше чем Тора. Наверное это основа основ. Тора это «буквы». Правила игры. Свет. Но души выше «правил». И время от времени появляется новая душа и меняет правила. Но еще до того как «официально» есть новые правила — есть души, способные ломать преграды. Собственно это и есть идея Исхода. * И это есть смысл того, что сказали мудрецы «С кем посоветовался — с душами праведников». Перед тем, как сотворить мир — Всевышний написал Тору. Мидраш говорит, что «Тора предшествует миру на 2000 лет».
Спасибо * Давиду * Владиславу * Александру * Виктории * Евгению * Ирине За помощь в последние дни. Кажется, мы потихоньку набираем наш месячный бюджет. Спасибо, это не само собой разумеется. Особенно те кто перечисляют значительные суммы — да заплатит вам Всевышний вдвойне, втройне, четырехкратно и пятикратно! Здоровья и сил всем, кто нас поддерживает!
Академический стиль дискуссии, однако… * Если серьезно — то меня чем дальше тем больше ужасает эта средневековая дикость новообращенных адептом ортодоксального иудаизма. Любить они еще не научились. А может и не умели никогда. Думать наверное тоже уже не научатся — лоботомию им сделали как положено… А вот ненавидеть — это за милую душу. Кто то дал себе разобраться релевантен ли сегодня вообще этот ср..ч между ортодоксией и реформой? Релевантен ли он особенно на «русской» улице? Но думать это сложно. А различать оттенки — это проблемно. Остается «бей жидов спасай ортодоксию…».
У меня спросили: Добрый день. Немного запоздал, но имею вопрос по тексту главы Шмот. Там, в самом начале, перечисляются сыны Яакова, которые пришли с ним в Египет. И имена разделены по пасукам. 2/ Реувен, Шимон, Леви и Йегуда. 3/ Исахар, Звулун и Биньямин. 4/ Дан и Нафтали, Гад и Ашер. В таком порядке есть какой-то смысл ? Почему не перечислены все в одном пасуке? У меня с пшатом трудные отношения, если кто может ответить — буду рад. Спасибо и шавуа тов
Странные мысли у меня поутру в голове. «Наши руки не проливали эту кровь» и в особенности «и глаза наши не видели». Я про самоубийство Хаима Вельдера. Речь не о том, виноват он или нет. Речь о другом: есть ли вина на главах общины (о которых говорит упомянутый стих). И еще: «ты погасил свечу мира — зажги свечу мира» — кажется это про Ирода? говорится? Который уничтожил всех (или почти всех) мудрецов Израиля. И потом решил искупить свою вину. А оставшиеся в живых мудрецы отнюдь не взывают к отмщению. Они говорят: «ты погасил.. зажги». Правда, странно?
Пару дней назад я оказался в «незаконном поселении» неподалеку от Бат Аин-2. Я нашел там постройки, напоминающие скорее сараи. Без света, без электричества. Жуткий холод. И… удивительное тепло молодых еврейских душ. Согреваемое (если честно) изрядным количеством лехаим… Я вообще говоря до сих пор довольно скептически относился к подобным инициативам. Зачем строить, если потом все равно разрушат? Но.. Вот что то изменилось в моей душе в ночь 24 тевета — гилула Алтер Ребе. Я вдруг встретил удивительный идеализм. Удивительную чистоту. Удивительное душевное тепло и открытость молодых сердец.