Можно попробовать организовать тексты и авторов которых мы изучаем по линии "катнут-гадлут" (детство-взрослость)
Можно попробовать организовать тексты и авторов, которых мы изучаем по линии «катнут-гадлут» (детство-взрослость).
У меня получается так:
* рабби Нахман (для самых маленьких 🙂 )
* Ребе (тоже для маленьких, на самом деле).
* Штейнзальц (где то посередине, ближе к взрослым)
* Гешель — еще взрослее
* Персико — для совсем взрослых…
На самом деле Тора непосредственно обращается к детям. Не случайно Тора обращается к «сынам Израиля» (бней Исраэль). Простой лингвистический анализ показывает что «сыновья» означает, как правило, маленькие дети. Например «бней йона» — это молодые голуби. Или «бен бакар» — это молодой бык. Так и бней Исраэль — это, в общем, молодежь Израиля.
А что же со взрослыми?
А взрослые уже управляются изнутри.
Мы как то говорили о том, что совершеннолетие (13 лет) означает «окончательное вхождение Божественной души в тело». И обсуждали что это значит. И пришли к выводу, что «душа входит в тело» означает, что управление переходит с внешнего на внутреннее. «Ребенок» управляется извне. Взрослым, авторитетом, и т.д. У него еще нет источника управления внутри.
Взрослый управляется изнутри. Это как бы сама суть определения взрослости.
Так что же, «взрослым» Тора совсем не нужна? — Нужна, еще как!
Это цикл жизни, повторяющийся каждый день, каждый год, каждый этап жизни человека: детство-взросление-взрослость.
Утро начинается с молитвы. Это детство. «Я молюсь как ребенок». Но дальше идет учеба, бет мидраш. Это уже взросление.
После этого идет работа — это собственно, взрослость.
И так это у каждого человека. Отличаются только пропорции этих трех.
«Возвращение в материнскую утробу», слияние с Богом — «заряжает» человека энергией и оптимизмом. Но дальше нужно идти и работать в мире.
По-видимому, хасидизм в целом где то посередине в этой модели. Совсем взрослым не нужен наставник. Он решает сам. Хасидизм, как модель праведника и хасида — сохраняет роль наставника. То есть это все равно, по большому счету детство.
Есть еще иллюзия наставника. Когда Ребе ушел. Но продолжают обращаться к «игрот» и ищут там указания, что делать. Иногда работает. Чаще всего, наверное, нет. Самое главное — что это держит человека в детстве. И это уже проблема. Ребе ушел — значит ты уже взрослый. И решаешь сам. И несешь ответственность за свои решения тоже сам.