Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Можно попробовать организовать тексты и авторов которых мы изучаем по линии "катнут-гадлут" (детство-взрослость)

Можно попробовать организовать тексты и авторов, которых мы изучаем по линии «катнут-гадлут» (детство-взрослость). У меня получается так: * рабби Нахман (для самых маленьких 🙂 ) * Ребе (тоже для маленьких, на самом деле). * Штейнзальц (где то посередине, ближе к взрослым) * Гешель — еще взрослее * Персико — для совсем взрослых… На самом деле Тора непосредственно обращается к детям. Не случайно Тора обращается к «сынам Израиля» (бней Исраэль). Простой лингвистический анализ показывает что «сыновья» означает, как правило, маленькие дети. Например «бней йона» — это молодые голуби. Или «бен бакар» — это молодой бык. Так и бней Исраэль — это, в общем, молодежь Израиля. А что же со взрослыми? А взрослые уже управляются изнутри. Мы как то говорили о том, что совершеннолетие (13 лет) означает «окончательное вхождение Божественной души в тело». И обсуждали что это значит. И пришли к выводу, что «душа входит в тело» означает, что управление переходит с внешнего на внутреннее. «Ребенок» управляется извне. Взрослым, авторитетом, и т.д. У него еще нет источника управления внутри. Взрослый управляется изнутри. Это как бы сама суть определения взрослости. Так что же, «взрослым» Тора совсем не нужна? — Нужна, еще как! Это цикл жизни, повторяющийся каждый день, каждый год, каждый этап жизни человека: детство-взросление-взрослость. Утро начинается с молитвы. Это детство. «Я молюсь как ребенок». Но дальше идет учеба, бет мидраш. Это уже взросление. После этого идет работа — это собственно, взрослость. И так это у каждого человека. Отличаются только пропорции этих трех. «Возвращение в материнскую утробу», слияние с Богом — «заряжает» человека энергией и оптимизмом. Но дальше нужно идти и работать в мире. По-видимому, хасидизм в целом где то посередине в этой модели. Совсем взрослым не нужен наставник. Он решает сам. Хасидизм, как модель праведника и хасида — сохраняет роль наставника. То есть это все равно, по большому счету детство. Есть еще иллюзия наставника. Когда Ребе ушел. Но продолжают обращаться к «игрот» и ищут там указания, что делать. Иногда работает. Чаще всего, наверное, нет. Самое главное — что это держит человека в детстве. И это уже проблема. Ребе ушел — значит ты уже взрослый. И решаешь сам. И несешь ответственность за свои решения тоже сам.