Можно попробовать организовать тексты и авторов которых мы изучаем по линии "катнут-гадлут" (детство-взрослость)

Можно попробовать организовать тексты и авторов, которых мы изучаем по линии "катнут-гадлут" (детство-взрослость).

У меня получается так:

  • рабби Нахман (для самых маленьких :) )
  • Ребе (тоже для маленьких, на самом деле).
  • Штейнзальц (где то посередине, ближе к взрослым)
  • Гешель - еще взрослее
  • Персико - для совсем взрослых...

На самом деле Тора непосредственно обращается к детям. Не случайно Тора обращается к "сынам Израиля" (бней Исраэль). Простой лингвистический анализ показывает что "сыновья" означает, как правило, маленькие дети. Например "бней йона" - это молодые голуби. Или "бен бакар" - это молодой бык. Так и бней Исраэль - это, в общем, молодежь Израиля.

А что же со взрослыми? А взрослые уже управляются изнутри. Мы как то говорили о том, что совершеннолетие (13 лет) означает "окончательное вхождение Божественной души в тело". И обсуждали что это значит. И пришли к выводу, что "душа входит в тело" означает, что управление переходит с внешнего на внутреннее. "Ребенок" управляется извне. Взрослым, авторитетом, и т.д. У него еще нет источника управления внутри. Взрослый управляется изнутри. Это как бы сама суть определения взрослости.

Так что же, "взрослым" Тора совсем не нужна? - Нужна, еще как!

Это цикл жизни, повторяющийся каждый день, каждый год, каждый этап жизни человека: детство-взросление-взрослость.

Утро начинается с молитвы. Это детство. "Я молюсь как ребенок". Но дальше идет учеба, бет мидраш. Это уже взросление. После этого идет работа - это собственно, взрослость.

И так это у каждого человека. Отличаются только пропорции этих трех.

"Возвращение в материнскую утробу", слияние с Богом - "заряжает" человека энергией и оптимизмом. Но дальше нужно идти и работать в мире.

По-видимому, хасидизм в целом где то посередине в этой модели. Совсем взрослым не нужен наставник. Он решает сам. Хасидизм, как модель праведника и хасида - сохраняет роль наставника. То есть это все равно, по большому счету детство.

Есть еще иллюзия наставника. Когда Ребе ушел. Но продолжают обращаться к "игрот" и ищут там указания, что делать. Иногда работает. Чаще всего, наверное, нет. Самое главное - что это держит человека в детстве. И это уже проблема. Ребе ушел - значит ты уже взрослый. И решаешь сам. И несешь ответственность за свои решения тоже сам.

Запись опубликована в рубрике: .