Утренние диалоги по поводу Спинозы (из нашего телеграма)
А у меня вопрос: а не занимается ли религия (в ее классической форме) систематическим обесцениванием человека?
И ответ: очевидно да. Если ты сделал что хорошее, то спасибо Богу. А если споткнулся то сам виноват...
И что отсюда следует?
А следует, кажется, то, что религиозное сознание в целом представляет собой довольно ранний и довольно примитивный этап развития человечества.
Ясное сознание того что человек "делает" себе Бога по образу и подобию своему
Ицхак Ройтман, [12/7/2021 8:51 AM] Следующий вопрос: а почему человечество "придумало" себе именно такого, "обесценивающего" Бога?
Ицхак Ройтман, [12/7/2021 8:52 AM] И ответ, почти неизбежный - как психологическую защиту от превратностей судьбы
Ицхак Ройтман, [12/7/2021 8:54 AM] Ну а дальше вопрос что с этим делать? И кажется, именно об этом говорит Штейнзальц, что или мы сменим религиозную парадигму (или "сверху" как это пытался сделать рав Кук или Штейнзальц. Или "снизу" как мы вчера читали). Или иудаизм вымрет
А сегодня это мощнейший когнитивный диссонанс
Ицхак Ройтман, [12/7/2021 8:58 AM] [In reply to אינססה] Большинство людей "во сне" и не видят в упор этого диссонанса. И прекрасно живут в мире со своей душой
Ицхак Ройтман, [12/7/2021 8:54 AM] [In reply to אינססה] получАлось
Ицхак Ройтман, [12/7/2021 8:54 AM] А сегодня это мощнейший когнитивный диссонанс
Большинство людей "во сне" и не видят в упор этого диссонанса. И прекрасно живут в мире со своей душой
Удивительно что такие люди как Штейнзальц и Шпиц появляются еще в религии и оживляют религиозный пейзаж...
И если так как мы сказали, то что означает акцент на молитву у того же рабби Нахмана? Если не акцент на униженности и беспомощности человека?
Хасидизм представляет собой промежуточную, эволюционную ступень. В нем много от старого мышления - о величии Бога и униженности человека. Но много и нового - гуманистического мировоззрение
"детское" мышление пробуждает милость, рахамим. Это необходимый этап развития. Ребенок рождается абсолютно беспомощным, и именно эта беспомощность пробуждает жалость
Но дальше должен прийти "суд", как говорит рав Натан. Суд "где ты"? Что ты должен делать в этом мире?
Но при этом, скажем, в Тании, совершенно однозначно кдуша (святость) = битуль (самоуничижение)