Утренние диалоги по поводу Спинозы (из нашего телеграма)
Утренние диалоги по поводу Спинозы (из нашего телеграма)
А у меня вопрос: а не занимается ли религия (в ее классической форме) систематическим обесцениванием человека?
И ответ: очевидно да. Если ты сделал что хорошее, то спасибо Богу. А если споткнулся то сам виноват…
И что отсюда следует?
А следует, кажется, то, что религиозное сознание в целом представляет собой довольно ранний и довольно примитивный этап развития человечества.
Ясное сознание того что человек «делает» себе Бога по образу и подобию своему
Ицхак Ройтман, [12/7/2021 8:51 AM]
Следующий вопрос: а почему человечество «придумало» себе именно такого, «обесценивающего» Бога?
Ицхак Ройтман, [12/7/2021 8:52 AM]
И ответ, почти неизбежный — как психологическую защиту от превратностей судьбы
Ицхак Ройтман, [12/7/2021 8:54 AM]
Ну а дальше вопрос что с этим делать? И кажется, именно об этом говорит Штейнзальц, что или мы сменим религиозную парадигму (или «сверху» как это пытался сделать рав Кук или Штейнзальц. Или «снизу» как мы вчера читали). Или иудаизм вымрет
А сегодня это мощнейший когнитивный диссонанс
Ицхак Ройтман, [12/7/2021 8:58 AM]
[In reply to אינססה]
Большинство людей «во сне» и не видят в упор этого диссонанса. И прекрасно живут в мире со своей душой
Ицхак Ройтман, [12/7/2021 8:54 AM]
[In reply to אינססה]
получАлось
Ицхак Ройтман, [12/7/2021 8:54 AM]
А сегодня это мощнейший когнитивный диссонанс
Большинство людей «во сне» и не видят в упор этого диссонанса. И прекрасно живут в мире со своей душой
Удивительно что такие люди как Штейнзальц и Шпиц появляются еще в религии и оживляют религиозный пейзаж…
И если так как мы сказали, то что означает акцент на молитву у того же рабби Нахмана? Если не акцент на униженности и беспомощности человека?
Хасидизм представляет собой промежуточную, эволюционную ступень. В нем много от старого мышления — о величии Бога и униженности человека. Но много и нового — гуманистического мировоззрение
«детское» мышление пробуждает милость, рахамим. Это необходимый этап развития. Ребенок рождается абсолютно беспомощным, и именно эта беспомощность пробуждает жалость
Но дальше должен прийти «суд», как говорит рав Натан. Суд «где ты»? Что ты должен делать в этом мире?
Но при этом, скажем, в Тании, совершенно однозначно кдуша (святость) = битуль (самоуничижение)