Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

14

Тоже вдогонку вчерашнего онлайна: Рамбам *постулирует* существование высшей силы — и начинает с этого «Яд хазака». Вопрос, или этот постулат говорит что-то душе человека или нет. Может быть тому поколению это что-то говорило. Поколению философов. Наше поколение спрашивает — откликается ли это в моей душе? Формально-логические выкладки имеют второстепенное значение. Начал вчера читать Германа Когена. Коген начинает с того (я пока в предисловии), что постулирует: другой человек это цель. Не средство но цель. Сказать честно? Этот постулат «резонирует» у меня куда больше, чем Рамбам.
Есть маамар у Ребе по поводу «нечистоты мертвеца» — 5738 года, глава Пара если не ошибаюсь — Ребе вкладывает в уста Моше вопрос: как можно очистить мертвеца? И объясняет, что мертвец — это тот, в ком совершенно умерло какое либо религиозное чувство. Можно ли его вернуть к жизни? Можно ли вернуть ему веру. И объясняет, что на ступени Моше — ступени «хохма» это невозможно. Но ступень «бина», ступень Мошиаха — это ступень, «оживляющая мертвых» Бина это тшува. Бина это поиск идущий снизу, от самого человека. Это путь нашего поколения. Тшува не как внешнее знание, но как внутренний поиск.
Даат Элоким у рава Кука начинается с теории познания. Пока не было «теории познания» Канта — можно было говорить о «вере» вообще — и по сути это все еще детская вера, вера в «сущности» Взрослая вера — это рефлексивная вера, которая учитывает фактор наблюдателя, фактор человека, который верит. Которая учитывает, что Сущность недоступна, а доступно только ее «явление». Соответственно ее основа сначала разобраться в человеке.
Еще немного наступает суббота, и дальше Шавуот. Поскольку это также немного мой еврейский день рождения (и также в этот же день я впервые пришел в синагогу) это своего рода время подведения итогов. Прошедший год стал кажется первым годом регулярных моих уроков. Может быть «виновата» была корона, но так или иначе — практически весь год мы вышли на 2 урока в неделю. Буквально совсем на днях мы договорились о сотрудничестве с Pinchas Polonsky — в организации уроков и в их размещении. О чем мы говорили, и о чем мы хотим говорить дальше? Что для меня праздник Шавуот?