Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Не знаю если это связано с Днем Катастрофы или недельной главой (гибелью сыновей Аарона) или нет

Не знаю, если это связано с Днем Катастрофы или недельной главой (гибелью сыновей Аарона) или нет. Так или иначе. Кому не нравится — кидайтесь в меня гнилыми помидорами. Если сравнивать иудаизм и христианство (при всей малости моих познаний в последнем) без всяких глупостей типа «идолопоклонства» и проч, то на самом верхнем уровне, Бог Израиля это Бог действующий. «И я выведу, и я спасу..» все четыре языка избавления. А Бог христианства это Бог страдающий. Какой Бог выше — действующий или страдающий? В хасидизме очень хорошо объясняется, что страдание это сокрытое благо, приходящее из «сокрытого Всевышнему Богу нашему», первых двух букв Имени. А открытое благо это последние две буквы Имени, о которых сказано «открытое нам и нашим детям». Поэтому однозначно, страдание выше. Страдающий Бог выше действующего в истории Бога. С одним но: это не наше дело. «Сокрытое Богу» — человеку запрещено туда входить. Если Бог приводит на человека страдания — он может понять, почувствовать, увидеть это величие Бога, раскрывающееся в страдании. Может быть это то, что мне так не хватает в официальной версии Дня Катастрофы. Подчеркивается жестокость. Подчеркивается «бессмысленность» гибели шести миллионов, которые пошли как «овцы на заклание». Бессмысленность? Если про десятерых праведников, погибших во времена преследований Рима, сказано «ни одно творение не может стоять рядом с ними» — что же говорить о жертве шести миллионов? Удивительно, но именно *нееврейское* восприятие говорит о Холокосте. Холокост означает «жертва всесожжения». То есть нееврейский взгляд видит в Катастрофе прежде всего жертвоприношение, высшую святость. А еврейский? А еврейский видит «овец на заклание»… Грустно это все. * Очевидно, что идея святости страдания раскрывшаяся в христианстве — это вполне каббалистическая идея, и я вполне допускаю версию (слышал на уроке рава Шерки) что Иисус был учеником каббалистов, и это то, что он по сути раскрыл в своем учении). Но сегодня у нас есть хасидизм, который представляет собой «исправленную версию» христианства (по выражению рава Гинзбурга). Почему же мы все еще продолжаем искать «кто виноват», отворачиваясь от великой Божественной тайны Холокоста. Рав Амиталь говорит, что не видит связи между Холокостом и созданием Страны Израиля. Это так, если смотреть только на «открытое нам и нашим детям». Но если видеть в Холокосте то что он есть на самом деле — величайший Божественный акт, «тайна жертвы поднимается до тайны Эйн Соф» — то разве может быть сомнения в связи этих двух? Так или иначе, получается, что в известном смысле христианство больше апеллирует к сокрытым аспектам Божественности. А иудаизм больше говорит о раскрытом аспекте Божественности. Иудаизм это «три первых», это свет, «голова». Христианство обращено к «телу», «семи нижним», эмоциям. Возможно, что язык «головы» это свет. А язык тела — страдание? Очень даже может быть. Я к тому, что необходим этот диалог тела и души, света и страдания, Яакова и Эйсава. Иначе, не дай Бог, величайшие страдания нашего народа могут показаться «ошибкой истории»