05
(наши педагогические дискуссии в востапе — по мотивам вчерашнего онлайна)
(это мой ответ) То, что вы говорите (что не нужно вообще наказывать детей) это классика либерализма. Меня так воспитывали. И я также воспитывал своих детей. Результат? Не хочется говорить о грустном.
Хасидизм объясняет, что хесед он холодный. А гвура она горячая. Парадоксальным образом одна только любовь это очень часто холодность. Тот самый Амалек, которого мы обсуждаем. Гвура тоже должна быть в меру. Но мои наблюдения за религиозными семьями, где находят эту золотую середину между хесед и гвура — там вырастают дети добрые и теплые, привязанные к своим семьям и имеющие внутренний стержень для преодоления жизненных испытаний.
Вообще это заставляет задумываться (см. пред пост).
«Рейшит гоим Амалек» — «Первый из народов Амалек».
Амалек это железо, барзель. Но в будущем Храм будет построен из железа, как известно. По крайней мере, железо будет там основным. То есть, в будущем «гвурот» — качество народов мира и Амалека особенно — будет основным. Более того, это основа Храма. (можно подумать, молитва это больше хесед или больше гвура. Поскольку молитва это подъем — подъем снизу вверх это всегда аспект гвура, как известно)
Может, это прозвучит шокирующе, но тем не менее.
После Катастрофы многие сравнивали нацистскую Германию с «Амалеком». И возможно, это вполне оправданное сравнение — Амалек это железо, барзель. Вполне вписывается в образ Германии.
Тогда можно попытаться сказать (хотя это по-настоящему страшно звучит). Что «еврейский» либерализм, еврейская (в своей основе) проповедь всеобщей любви, всеобщего равенства, всеобщей милости — на какой то момент настолько зашкалила, что начала угрожать существованию мира. «Вода» хесед затопила мир… И тогда поднялись «воды из бездны» бесконечной жестокости нацизма, чтобы вернуть мир к равновесию.
А может так: есть мир сокрытия и мир раскрытия. И испытания и страдания из мира сокрытия.
И людям мира раскрытия никогда не понять какой кайф в страдании, в испытании, в мучении.
Энергетика разная
Шабат шалом!