Вообще это заставляет задумываться (см

Вообще это заставляет задумываться (см. пред пост).

"Рейшит гоим Амалек" - "Первый из народов Амалек".

Амалек это железо, барзель. Но в будущем Храм будет построен из железа, как известно. По крайней мере, железо будет там основным. То есть, в будущем "гвурот" - качество народов мира и Амалека особенно - будет основным. Более того, это основа Храма. (можно подумать, молитва это больше хесед или больше гвура. Поскольку молитва это подъем - подъем снизу вверх это всегда аспект гвура, как известно)

Иудаизм, еврейство вообще, потомство Авраама - это в основном хесед. "Ноу хау" иудаизма это хесед, в этом согласны, кажется, все.

Но мир состоит в основном из гвурот. Хесед должен смягчить суд, но не отменить его. И здесь иудаизму нужны народы мира, чтобы уравновесить этот хесед известной мерой гвуры. "Успешная война - это только война, в которой участвуют руки Эйсава" - учат наши мудрецы.

(в качестве отдельной темы) Мы тут обсуждаем темы христианства - и я даже недавно написал, что можно пустить его (основателя христианства) обратно в "бет Мидраш".

Но при этом мы должны очень хорошо осознавать, в чем состояла проблема христианства 2000 лет назад, и в чем сегодня проблема иудаизма тоже: неумеренная проповедь хесед - это своего рода "первородный грех" христианства.

Источник его можно найти у царя Шаула, который сжалился над Амалеком. И корень его, на мой взгляд, в некоей душевной тупости, как не странно. Это примерно, как мы когда то говорили, как дать новорожденному ребенку мясо. Он хочет добра - этот дающий. Только ребенок может погибнуть от избытка этого добра.

Почему я называю это проблемой христианства? На мой взгляд, весь современный либерализм, все уважение к правам человека, чувствительность к боли и т.д. - это, несомненно, выросло из христианства. И конечно, это великое благо и великое достижение и великая заслуга христианства.

Но когда это зашкаливает, когда это переходит границу - тогда этот избыточный хесед, ложный хесед, фальшивый хесед становится величайшим злом и величайшей опасностью. Когда эта проповедь милости 2000 лет назад была обращена к дикарям - это привело только к невиданной жестокости, а отнюдь не к проповеди милости. Но сегодня другая ситуация, и нужно смотреть, что это означает сегодня. Но как я сказал, современный нео-либерализм тоже коренится по сути в христианской проповеди всеобщей любви и всеобщего равенства здесь и сейчас.

Фальшивый хесед тех, кто хочет снять санкции с Ирана - куда опаснее чем сам Иранский режим. И это тоже проблема христианской идеологии и теологии.

Парадоксальным образом, проповедь либерализма в Новое время заставило религиозную ортодоксию взять больше линию "гвура", жесткости и закрытости. Тоже своего рода "равновесие"

Поэтому, когда я говорю, что основателя христианства, возможно, можно и нужно вернуть в "бет мидраш" - это при одном условии: что его последователи готовы признать, что его голос - безусловно, важен и значим. Но есть и другие мнения, и есть и другие голоса. И только этом "многоголосии" находится истина и равновесия.

Запись опубликована в рубрике: .