Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вообще это заставляет задумываться (см

Вообще это заставляет задумываться (см. пред пост). «Рейшит гоим Амалек» — «Первый из народов Амалек». Амалек это железо, барзель. Но в будущем Храм будет построен из железа, как известно. По крайней мере, железо будет там основным. То есть, в будущем «гвурот» — качество народов мира и Амалека особенно — будет основным. Более того, это основа Храма. (можно подумать, молитва это больше хесед или больше гвура. Поскольку молитва это подъем — подъем снизу вверх это всегда аспект гвура, как известно) Иудаизм, еврейство вообще, потомство Авраама — это в основном хесед. «Ноу хау» иудаизма это хесед, в этом согласны, кажется, все. Но мир состоит в основном из гвурот. Хесед должен смягчить суд, но не отменить его. И здесь иудаизму нужны народы мира, чтобы уравновесить этот хесед известной мерой гвуры. «Успешная война — это только война, в которой участвуют руки Эйсава» — учат наши мудрецы. (в качестве отдельной темы) Мы тут обсуждаем темы христианства — и я даже недавно написал, что можно пустить его (основателя христианства) обратно в «бет Мидраш». Но при этом мы должны очень хорошо осознавать, в чем состояла проблема христианства 2000 лет назад, и в чем сегодня проблема иудаизма тоже: неумеренная проповедь хесед — это своего рода «первородный грех» христианства. Источник его можно найти у царя Шаула, который сжалился над Амалеком. И корень его, на мой взгляд, в некоей душевной тупости, как не странно. Это примерно, как мы когда то говорили, как дать новорожденному ребенку мясо. Он хочет добра — этот дающий. Только ребенок может погибнуть от избытка этого добра. Почему я называю это проблемой христианства? На мой взгляд, весь современный либерализм, все уважение к правам человека, чувствительность к боли и т.д. — это, несомненно, выросло из христианства. И конечно, это великое благо и великое достижение и великая заслуга христианства. Но когда это зашкаливает, когда это переходит границу — тогда этот избыточный хесед, ложный хесед, фальшивый хесед становится величайшим злом и величайшей опасностью. Когда эта проповедь милости 2000 лет назад была обращена к дикарям — это привело только к невиданной жестокости, а отнюдь не к проповеди милости. Но сегодня другая ситуация, и нужно смотреть, что это означает сегодня. Но как я сказал, современный нео-либерализм тоже коренится по сути в христианской проповеди всеобщей любви и всеобщего равенства здесь и сейчас. Фальшивый хесед тех, кто хочет снять санкции с Ирана — куда опаснее чем сам Иранский режим. И это тоже проблема христианской идеологии и теологии. Парадоксальным образом, проповедь либерализма в Новое время заставило религиозную ортодоксию взять больше линию «гвура», жесткости и закрытости. Тоже своего рода «равновесие» Поэтому, когда я говорю, что основателя христианства, возможно, можно и нужно вернуть в «бет мидраш» — это при одном условии: что его последователи готовы признать, что его голос — безусловно, важен и значим. Но есть и другие мнения, и есть и другие голоса. И только этом «многоголосии» находится истина и равновесия.