В хабаде любят объяснять, что слово "хэт" (грех) означает "промазать", "мимо цели". КАк в "йорэ лематара вело яхти" - "стреляет в цель и не промажет".
Когда мы говорим о "русской" тшуве - есть ощущение, что мы "промазали". Это то, что имелось в виду, что несколько десятков-сотен-тысяч человек начнут соблюдать "традиции" - в точном смысле этого слова - именно "традиции"?
Ощущение, что была какая то сверх-цель, кроме возвращение к штетлу. И с этой целью мы "промазали" совершенно. Вот сейчас, Гешель, может быть, чуть-чуть, слишком поздно и слишком мало, направит меня к цели.
Принято говорить "чистый разум". "Критика чистого разума"
Однако, когда Хава поела от Древа Познания, сказано, что нахаш, змей, сожительствовал с ней, и "влил в нее нечистоту".
Можно выучить отсюда, что разум не только не "чист", но наоборот, он есть источник всякой нечистоты. И наоборот, основная работа это именно очищение разума, сознания.
Каким образом очищается этот "испорченный" разум? "В поте лица будешь есть хлеб твой" - это то, что очищает разум, сознание.
Рав Кук говорит о "душевной нечистоте" - мы недавно учили п. 9 в "Орот аТхия". Я близок к мысли, что это "душевная нечистота" это нечистота мысли. Не "дурные мысли" в общепринятом смысле, а "дурные" пути мышления, приводящие человека в тупик, разрушающие его жизнь.
Первый урок по Гешелю - в вс
https://www.youtube.com/watch?v=reoTUJhkq8c
*
Когда мы читаем религиозные тексты - рабби Нахман, рав Кук, Карлебах - мы играем на определенном поле. Там присутствие Б-га ясно, это норма. А если ты сомневаешься - тебя можно пожалеть, пощадить. Тебе не повезло, ты не родился религиозным, давай мы тебе объясним, и ты станешь таким как мы.
В этом есть свои плюсы. но в какой-то момент возникает вопрос: я действительно там, или я играю в какую то игру? А реально мой внутренний мир совершенно светский?