Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

16

В хабаде любят объяснять, что слово «хэт» (грех) означает «промазать», «мимо цели». КАк в «йорэ лематара вело яхти» — «стреляет в цель и не промажет». Когда мы говорим о «русской» тшуве — есть ощущение, что мы «промазали». Это то, что имелось в виду, что несколько десятков-сотен-тысяч человек начнут соблюдать «традиции» — в точном смысле этого слова — именно «традиции»? Ощущение, что была какая то сверх-цель, кроме возвращение к штетлу. И с этой целью мы «промазали» совершенно. Вот сейчас, Гешель, может быть, чуть-чуть, слишком поздно и слишком мало, направит меня к цели.
Принято говорить «чистый разум». «Критика чистого разума» Однако, когда Хава поела от Древа Познания, сказано, что нахаш, змей, сожительствовал с ней, и «влил в нее нечистоту». Можно выучить отсюда, что разум не только не «чист», но наоборот, он есть источник всякой нечистоты. И наоборот, основная работа это именно очищение разума, сознания. Каким образом очищается этот «испорченный» разум? «В поте лица будешь есть хлеб твой» — это то, что очищает разум, сознание. Рав Кук говорит о «душевной нечистоте» — мы недавно учили п. 9 в «Орот аТхия». Я близок к мысли, что это «душевная нечистота» это нечистота мысли. Не «дурные мысли» в общепринятом смысле, а «дурные» пути мышления, приводящие человека в тупик, разрушающие его жизнь.
Первый урок по Гешелю — в вс * Когда мы читаем религиозные тексты — рабби Нахман, рав Кук, Карлебах — мы играем на определенном поле. Там присутствие Б-га ясно, это норма. А если ты сомневаешься — тебя можно пожалеть, пощадить. Тебе не повезло, ты не родился религиозным, давай мы тебе объясним, и ты станешь таким как мы. В этом есть свои плюсы. но в какой-то момент возникает вопрос: я действительно там, или я играю в какую то игру? А реально мой внутренний мир совершенно светский?