Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

17

Один из самых замечательных вортов Гешеля (или Бонди): мы привыкли думать о Б-ге как об «абсолютном объекте». А Б-г это «абсолютный субъект». Кроме того что это просто гениальный ворт, он порождает совершенно непростой вопрос: а существует ли для меня субьективный мир, мир субъектов? Или в моем мире есть только «объекты»? И если да — то существую ли я вообще, и человек ли я вообще? Кто я сам в собственных глазах? Субъект, у которого есть чувства и эмоции, пережмвания и боль? Или только мертвый объект? И тогда неминуемо я вижу в другом тоже обтект и только обьект.
И еще раз. Говорят, «Б-г в сердце». Но рабби Нахман говорит, что «душа это разум», «анешама и сехель». Как можно после этого продолжать говорить, что «Б-г в сердце»? Нужно понять, какой разум, это да. В первом учении рабби Нахмана говорится, что «хен», «милость» Торы связана именно с «сехель», с разумом Торы. Молитва, «малхут» — это наверное ближе к понятию сердца, «что есть служение сердца — это молитва». Таким образом, можно воспринимать первое учение рабби Нахмана как соединение хохма и малхут, как соединение Торы и молитвы, как соединение разума и сердца.