Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

15

Вот вся суть вопроса. Мой ответ Dmitry Radyshevsky: Какой ужас, Дмитрий, Вы пишете! Как раз эту субботу читал «Б-г ищет человека» Гешеля. Удивительная книга, удивительный человека. Суть того, что он говорит: «это не я ищу Б-га. Это Б-г ищет меня». И если я закрываю путь этому поиску — я в сущности, выбрасываю Б-га из своей души и из своего сердца. Вера в сердце, не контролируемая разумом — это классическое определение язычества, как известно. С уважением
В продолжение полемики с Dmitry Radyshevsky (это не к вам лично, Дмитрий, понятно, это общая тенденция) Кажется, это самое страшное, что делает религия с человеком — отнимает у человека его разум. Сердце, сердце, сердце! — звучит со всех перекрестков — хабадских, бреславских и прочих. А разум уже не нужен? Разум уже можно выбросить на помойку? И выбрасываем. А потом роемся в мусоре, пытаясь найти и запустить по новой. Иногда удается найти какие то остатки…
Хотя в этом году (2007) исполнилось сто лет со дня рождения Гешеля, его удивительная философия еще не сделала «алию» в Израиль. Нет почти ни одного просвещенного американского еврея, который не был бы знаком с Гешелем. Многие евреи шестидесятых видят в нем своего учителя и наставника. Также люди религии и духа вне еврейства хранят его память. Но в стране Израиля очень немногие слышали о нем. Он неизвестен ни широкому обществу, и ни религиозному, ни миру раввинов, и ни миру академии. Ни людям, занимающимся образованием, и ни творцам культуры.
Подобно пророкам Танаха, Гешель защищал угнетенных, человека, поскольку он человек. Человека, как творения Б-жия, как обладателя Б-жественного образа. «Ноги его молились», когда он шагал вместе со своим другом Мартином Лютером Кингом, и возглавил борьбу за права негров в США. Он кричал о всех несправедливостях, которые происходили во время войны во Вьетнами, и также слышал, как Шхина говорит к нему из стен Западной Стены, после спасения Израиля в Шестидневной войне. Пророк ходил среди нас, а мы занимались мелочами. Раввинистический мир отнес Гешеля к «консерваторам», и запретил изучение его книг, как «мукца», академические учреждения закрыли свои ворота перед Гешелем, когда он хотел сделать алию в Эрец, а израильское общество было слишком занято, чтобы задумываться о своей идентичности.
Вчерашний урок с Борисом Эльбаумом. Рав Кук, «Орот аТшува», «Еврейство диаспоры не имеет практической основы». Ицхак Ройтман 14 фев 2021 * Рав Кук, «Орот аТхия», отрывок 8. С комментариями Хагая Лондина «Еврейство диаспоры, если оно не получает питания от росы жизни святости земли Израиля, не имеет практического основания по сути». Еврейство диаспоры висит в воздухе. Его питание – это святость Эрец Исраэль.» «Только посредством сердечного видения, основанного на надежде и драгоценных текстах, со стороны будущего и прошлого»