Вчерашний урок с Борисом Эльбаумом.
Рав Кук, "Орот аТшува", "Еврейство диаспоры не имеет практической основы". Ицхак Ройтман 14 фев 2021 * Рав Кук, "Орот аТхия", отрывок 8.С комментариями Хагая Лондина
"Еврейство диаспоры, если оно не получает питания от росы жизни святости земли Израиля, не имеет практического основания по сути".
Еврейство диаспоры висит в воздухе. Его питание – это святость Эрец Исраэль."
"Только посредством сердечного видения, основанного на надежде и драгоценных текстах, со стороны будущего и прошлого"
Рав Кук говорит – сто с чем-то лет назад: еврейство изгнания висит в воздухе. Единственное, что дает ему жизнь – это святые тексты прошлого и надежда на будущего.
Меня удивляет другое. Это пишет ортодоксальный еврей, которого зовут рав Кук: "Еврейство диаспоры живет старыми текстами и надеждами на возвращение в Эрец Исраэль".
Ты читаешь рабби Нахмана – у тебя там полнота жизни. Ты и Бог, и у вас любовь, и надо учить Тору и молиться, и все, больше ничего не нужно. Первая Тора рабби Нахмана "Торат ахен", говорит, что нужно соединить хет и нун, хет указывает на мудрость, а нун указывает на молитву… Приходит рав Кук и говорит: я этому не верю!
Ты понимаешь, какой это шок!
После того, как заканчивается шабат, и заканчивается эта атмосфера шабата – и наступает иногда жуткий кризис. И вдруг вот открывается вот такая фраза! Ты чувствуешь, что он отвечает на твой вопрос. "Где ты"?
"Еврейство изгнания без питания святости земли Израиля не имеет основы по своей сути".
Прошлое и будущее – это то, что нас держит.
Еврейский раввин, который приехал в Эрец Исраэль, на должность раввина.. Он говорит: я честно должен признать, что еврейство без почвы под ногами, это обман и самообман.
"Но есть предел, насколько сердечные надежды способны тянуть на себе тяжесть жизни, и проложить дорогу для жизни народа".
Это прекрасные сердечные помыслы, что когда-то мы вернемся в Эрец Исраэль. А когда-то у нас был Храм и были пророки. Вопрос – может ли этим питаться целый народ? Отдельные праведники могут прожить в бет мидраше, питаться рабби Нахманом и т.д. Вопрос, достаточно ли это для целой нации.
Есть граница, на иврите букв. употреблено слово, означающее "пенсия" в современном иврите – есть "пенсия" – евреи изгнания жили на "пенсию", и эта пенсия уже закончилась.
Еврейство изгнания не может основываться на практическом действии, ибо весь образ жизни в изгнании не дает возможность практического действия. И все что остается – это надеяться, что мы вернемся в Эрец Исраэль.
"Поэтому еврейство изгнания.. внезапно рушится."
Многовековое здание еврейство, вдруг внезапно – в оригинале выражение "йоред плаим" – я бы перевел внезапно рухнуло. Почему? – Потому что там не было настоящего фундамента. Если дом рухнул – значит он был построен на песке.
Борис: а почему рухнуло христианство?
Ицхак: на том же самом песке все построено. На уходе от реальной жизни.
"Единственная надежда еврейства – укоренить его в источнике реальной жизни".
Невозможно находиться в виртуальности 2000 лет.
"Которая находится только в Земле Израиля. Даже одна искра настоящей жизни, оживит множество "виртуальной" жизни. Одна искра реальности может дать жизнь огромному количеству виртуальности."
Рабби Нахман, особенно рав Гинзбург – там все это шифлут и рахамим, как ты низок и как Б-г тебя жалеет – вот и вся реальность.. А рав Кук говорит: без капли реальной жизни, эта виртуальность не работает!
"Реальная жизнь святости еврейства не раскрывается, но только при возвращении нации на свою землю. И это путь, ведущий к ее возрождению".
Если мы хотим возродить нацию – путь к этому это возвращение на свою землю.
Любавичский ребе был самый большой противник этой концепции. "Быть как все народы…" и т.д.
"И все превосходство его духа (духа еврейства) и видения сердца, встанут и оживут настолько, насколько практическая основа займет подобающее ей место, займет место виртуальности, которая уже пришла в упадок".
"Чем больше облагораживается мир, чем больше развивается дух человека внутри него, тем больше пробуждается в нем требование жить в согласии с собственной природой. "
Человек не готов больше жить в понятиях доброго начала, дурного начала и т.д. Я не хочу выкручивать себе руки в объяснениях, почему я должен поступать так или иначе.
Борис: здесь мы возвращаемся к десяти заповедям. Я говорю о том, что в христианстве говорится, что человек слаб.
Ицхак: это классическая концепция христианства, и иудаизма тоже.
Именно с ней спорит рав Кук. Французская революция, Просвещение – человек начал верить в свои силы. Вся французская революция, все Просвещение – это перестать говорить человеку, что человек слаб.
А религия продолжает говорить человеку, что ты слаб. И тебя надо жалеть. Когда человеку говорят, что ты слаб, и ты падаешь, и Б-г тебя жалеет – это классика средневековья. Приходит рав Кук и говорит: чем больше развивается дух человека, тем меньше он готов согласиться с тем, что он слаб и грешен.