09
Кто то из комментаторов упомянул колесницу Йехезкеля.
Наверное это лучшая иллюстрация к тому о чем мы говорим.
Йехезкель видит колесницу и трон и ангелов и тд.
(И так же Ирмиягу видит ангела и ид).
Есть у кого то сомнения сегодня что Б-г не сидит на небесном троне буквально?
Но ведь пророк видит именно это?
Но что? Божественность раскрывается в сознании (или подсознании) пророка в символах, понятных поколению.
И так вся Тора — она говорит человеческим языком, она вся «древняя притча» и раскрывается соответственно сознанию поколения
(из дискуссий)
Вообще говоря, первая каббала, как пишет Гершон Шолем, это каббала «эйхалот» — «дворцы» — что то вроде того, что видел Йехезкель. Потом идет каббала — начиая с Зоара — которая говорит о сфирот. СЕгодня каббала Баал Шем Това — это каббала нешамот, душ.
То есть когда то основной «притчей» был царский дворец. Потом — система сфирот — можно предполагать в значительной степени взятая у греков. Сегодня основное это нешамот, души.
Сегодня Тора раскрывается в сознании как собственная душа человека.
Можно попытаться понять кажется, простую вещь. Тора дана в определенном контексте.
Почему в Торе перемешаны истории блуждания евреев по пустыне и законы? Да потому что они связаны!
Возникает ситуация Песах Шейни — даются законы Пейсах шейни. Возникает ситуация дочерей Цлафхада — даются законы на эту ситуацию. Возникает ситуация сыновей Гада и Реувена — даются законы для этой ситуации.
Это принципиально важно — это, то что сегодня называется «прецедентное право» — принимается (или сообщается) закон для определенного прецедента. И он добавляется к кодексу законов. Так это и по сей день в Израиле.