Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Можно попытаться понять кажется простую вещь

Можно попытаться понять кажется, простую вещь. Тора дана в определенном контексте. Почему в Торе перемешаны истории блуждания евреев по пустыне и законы? Да потому что они связаны! Возникает ситуация Песах Шейни — даются законы Пейсах шейни. Возникает ситуация дочерей Цлафхада — даются законы на эту ситуацию. Возникает ситуация сыновей Гада и Реувена — даются законы для этой ситуации. Это принципиально важно — это, то что сегодня называется «прецедентное право» — принимается (или сообщается) закон для определенного прецедента. И он добавляется к кодексу законов. Так это и по сей день в Израиле. Почему это важно? Потому что важен контекст. Начиная от чисто «гуманитарного» аспекта — почему следовало уничтожить семь народов? — Потому что они были самые развращенные народы и т.д Но это, как говорится, прошлое. Есть масса вещей, которые когда то были понятны и приемлемы. А сегодня нет. Классический пример — отношение к «другим религиям» как к идолопоклонству. Когда то это было приемлемо. Потому что все так поступали. Потому что «конкуренты» вели себя еще хуже. На этом фоне разговор об избранности и отвержение всяческих контактов с «Конкурентами» было понятно и морально оправдано. Но. Ситуация изменилась. Поскольку, как мы сказали, галаха контекстна — это вполне может означать, что де-факто, сейчас другая галаха в этом вопросе. Я не вывожу здесь галаху я просто првожу пример. Еще пример — из «горячих». Раньше женились очень рано — 14-16-18 лет. То, что молодой человек до этого возраста сохранял «девственность» — было понятно и приемлемо. Но сегодня — когда возраст женитьбы приближается к 25-30 и более лет — оправдан ли этот запрет «негия»? Не слишком ли высокую цену должен платить молодой человек или девушка за желание остаться «чистым» (чистой) до свадьбы? Опять же — я не вывожу здесь галаху. Есть раввины — очень либеральные — которые говорят, что можно облегчить. Но религиозный истеблишмент становится на задние лапы. И незамужнюю девушку никто не в микву не впустит! Значит, пусть делают что они хотят, пусть нарушат закон «нида», который гораздо строже чем запрет (собственно запрета даже нет) быть вместе с незамужней женщиной. Это, может быть, самый лучший пример, как в изменившихся условиях галаха должна была бы измениться. Но она застыла. И те, кто хотят ее соблюдать «пролетают» по полной программе. Это то, что Вс-вышний хочет? Или просто формальная галаха победила логику и природу? Поэтому не надо быть «реформистом» чтобы понять, что галаха должна изменитья. Галаха — это «путь». Сегодня другие условия и другой «путь». Когда-то естественный прирост населения составлял доли промилле в год. И заповедь «плодиться и размножатсья» была первой и самой главной. Но сегодня это не так. Сегодня мир перенаселен! Не означает ли что статус этой заповеди (и связанные с ней законы) могут и должны измениться? К сожалению, приходится сомневаться, что кто-то возьмет на себя смелость изменяь установленную галаху. Хотя в частном порядке, возможно, если кто-то спросит у какого то раввина что ему делать — ответ будет сильно отличаться от того, что написано в книгах. * Еще в большей степени, может быть, это относится к «идеологическим» вопросам. «Тора с Небес» — когда то было понятно и приемлемо. Сегодня? Противоречит всему, что мы знаем. Идея награды и наказания — когда это это было понятно. Сегодня нет. Идея униженности человека и величия Б-га. Когда то все так верили. Сегодня — нет. Еще раз — если мы верим, что Тора это прежде всего релевантность, актуальность, есди мы верим, что «хилуль аШем» — осквернение Имени — это самый серьезный грех, и нет большего осквернения Имени, чем когда Тора превращается в насмешку, когда вместо того чтобы быть «мудростью в глазах народов» иудаизм превращается в насмешку для значительной части собственногго народа, и что уже говорить о других… — то мы понимаем, что эти «метагалахические» аргументы должны изменять галаху и идеологию.