Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

10

Вчера видел публикацию одного «философа» что надо уничтожить всех хищников чтобы травоядные не страдали. Все смеются. Но на самом деле это идея всех революций. Уничтожить хищников в пользу травоядных.. На самом деле это идея отцовского архетипа, иудео-христианской цивилизации вообще. Победа науки над природой Вчера кто-то говорил мне что Юнг был антисемитом. Я не в курсе подробностей, но то что в иудео-хрисьианстве есть эта идея самоуничтожения, коленопреклонения перед насильником и убийцей и она самоубийственна для личности и общества — в этом нет никаких сомнений.
Перевожу сейчас урок рава (титры) про «силу разрешать». Рав говорит, что «сила разрешать» это аспект хохма. Но хохма это также итхадшут, религиозное обновление. По-видимому, эти две темы неразрывно связаны. То есть «отцовский архетип» по крайней мере, в контексте иудаизма, это способность «развязывать» запрещенное и идея обновления. Вообще Аба, это всегда «воды милости». То есть, при всем нашем уважении к материнскому архетипу, в нем нет потенциала обновления. В нем есть только бесконечный круг рождений и смертей. В нем нет развития. Развитие это как раз аба, хохма, отцовский архетип.
Основная молитва Шмини Ацерет — о дожде. Другими словами о воде. Жизнь человека это своего рода борьба огня и воды в душе. Как говорится в известной истории о сердце и источнике. Но сегодня (Ошана Раба) идет суд о дожде, как известно. Наверное тоже о «дожде» и «росе» нашей души, способных уравновесить пожирающий огонь сердца. Если так, если сердце это огонь, то получается что «дождь» это разум? Мы както больше привыкли к тому что «кипит наш разум» и т.д. И тем не менее в Тании мозг явным образлм ассоциируется с водой. Наверное это больше говорит что есть настоящий разум и настоящая «вода» в душе.
Есть ворт рабби Нахмана, который сказал одному хасиду: «у тебя нет веры». На вопрос удивленного хасида: Ребе, неужели я апикорес? Рабби Нахман ответил: у тебя нет веры в себя.. * А что если объяснить это так: «у тебя нет веры в себя» — в свое спонтанное и бессознательное? Ты можешь поверить в то, что даже если ты был совершенно пьян в Симхат Тора, из твоего бессознательного не вышло ничего злого и наоборот? * Кажется это очень сильно связано с идеей брит, как способности к спонтанности
Вчера услышал замечательный «ворт» от рава Гада из Бат Аин на сеуда шлишит. Он рассказал, что как-то один «миснагид» пришел к р. Ицхаку Бендеру? и спросил: расскажи мне всю бреславскую Тору, пока я стою на одной ноге. Вырази всю суть Бреслав, так сказать, одним словом. Рав Бендер? ответил одним словом: «терпение»… * Запомнился этот ворт. Хабад это «нет времени». Тезис очень часто повторяемый в письмах Ребе. Нет времени и надо успеть. Спасти еврейский народ от ассимиляции в первые годы. И привести Мошиаха в последние.
Я надеюсь сеггодня мы соберемся на урок вечером. Праздники закончились, возвращаемся в обычную колею. Подумаем вместе что и как можно учить в новом году Поскольку у нас перевели часы, то ориентируеся на московское время. Урок будет в 7 вечера по Москве сбп. 18 по Иерусалиму. Ссылка будет здесь перед уроком как обычно
Сегодня в 7 по Москве как обычно урок. Ориентирвочная тема — рав Фруман. В принципе четверг я хочу посвятить или рав Куку или рабби Нахману и всему что вокруг этого. Ссылка будет как обычно перед уроком
В последнее время мне удалось, кажется, сформулировать для себя, что я ищу уже многие годы. Что я ищу в Торе, что я ищу (и пока почти не нахожу) в религии вообще. Юнг, на самом деле, очень помогает в этом. В хасидизме объясняется, что две основные сфиры (структуры) в мирах это хохма и бина. Что означают эти хохма и бина? Есть разные способы толкования того, что это значит. Но есть известный отрывок из Зоара, который принято читать перед наступлением субботы, в котором говорится «хохма – это мозг, внутреняяя мысль. Бина – сердце, и с ее помощью сердце постигает».
Вчера мы учили немного из рава Фрумана с одним парнем. Рав Фруман там очень много говорит о важности семейной жизни. Неудивительно, ибо его уроки обращены к старшим бохрим в ешиве, для которых это весьма актуально. Но есть в Торе рава Фрумана нечто, что заставило меня вчера сказать, что есть «Тора холостяков», холостяцкая Тора. И есть «Тора женатых» — «женатая Тора». Я не имею в виду матримональный статус того или иного рава. Я скорее имею в виду то, что Юнг называет «анима». Есть учителя (скорее всего женатые и имеющие много детей), в Торе которых нет «анима». Нет женского начала. Нет «бина». Есть хохма и нет бина. Это то, что я назвал вчера «холостяцкой Торой». В известном смысле Тора изгнания — это такая «холостяцкая Тора». В которой все помыслы устремлены лишь на Б-га. В которой человеку вообще, и тем более женщине — отводится лишь подчиненное место.
Наш онлайн от 18 октября В двух словах этот год начался достаточно резким поворотом в сторону рабби Нахмана. Если Хабад говорит все выше и выше, в Ацилут, и еще выше. И это «автоматически» решит все твои проблемы. Мы уже добрались до Адам Кадмон, и там нам пришлось остановиться. А в Бреславе это наоборот. Еще проще, еще проще, еще проще. И пока ты не дошел до какого то совершенно простого служения — ты еще не понял ничего. Вопрос не в том, сколько тайн Торы ты постиг, а в том, смог ли ты сделать свое сердце «мясным»?
Еще одна формулировка, приходящая на ум. Отцовская Тора, Тора «отцовского архетипа» — это разделяющая Тора. Разделяющий между святостью и буднями. Разделяющий между Израилем и народами — это отцовская Тора. В последние сто лет, эта «разделяющая Тора» в своем стремлении к отделению иногда доходит до абсурда если не сказать маразма. Буквально вчера один уважаемый русский кирувник написал что-то в духе «че с них хилоним (светских) взять? Ну вымрут они, все равно в конце одни только досы (религиозные) останутся. Ну и фиг с ними, со светскими. Вот так, на голубом глазу. Но это еще, как говорится, цветочки.
На самом деле такое впечатление, что с каждым поколением Тора стангвится все больше «Торой из головы», и все меньше «Торой из сердца». Еще 70 лет назад — поколение, пережившее войну — их сердца были разбиты. И их Тора была Торой сердца. С тех пор много воды утекло в водопроводе. И выросло поколение, которому внушают, что главное — это раьота головы. Служить Вс-вышнему головой. Сидеть и учиться, учиться и учиться.. Но ведь учеба имеет очень мало отношения к исправлению сердца. Это разум исправляется изучением Торы. А сердце исправляется прежде всего действием, «за делами идут сердца».
Я тут на днях писал, что мужской архетип это мозги, а женский архетип, анима это, по идее, сердце, бина и т.д. Но в шабат пришло в голову, что, возможно, женский архетип и анима это рахамим, жалость. А рахамим, очевидно, связано с «рехем» (материнское чрево). Есть стих, который это очень поддерживает: «ноют кишки мои о нем, поэтому пожалею его, говорит Вс-вышний». Другими словами, рахамим, жалость — это не в сердце, а в «кишках». И анима тоже там. В чем разница и почему это важно? Сердце это «мургаш» в хасидуте. Если рахамим относятся в общем к сердцу — то это тоже «мургаш», эмоции.